Конечно, ТРК «Петербург» в его прежнем виде вряд ли было можно назвать цитаделью свободы слова. И все же, все же... В минувшее воскресенье группа энтузиастов организовала «торжественное захоронение» петербургского телевидения как оплота именно этой самой свободы.
Народ на улицу Чапыгина подтягивался лениво. Может, тому виной был нудный дождик, может – воскресный отходняк. К двум часам дня возле главного входа в телецентр собралось человек пятьдесят. В большинстве своем они сгруппировались возле повозки, в которую была запряжена белая лошадь. На тележке в окружении венков с надписями на лентах «Помним, скорбим», бутылки водки и каравая красовался выкрашенный серебрянкой старый телевизор «Рекорд».
Молодые парни развешивали по стенам зданий и водосточным трубам экземпляры «Некрологов». «Лига молодежи Санкт-Петербурга» крайне обеспокоена нескрываемым вмешательством федеральных властей в информационную политику Петербургских телеканалов. Своими действиями она лишает горожан гражданского права выбора... В данный момент мы можем наблюдать яркий пример вмешательства власти в деятельность ТРК «Петербург», которая в кратчайшие сроки лишилась своего генерального директора и целого ряда независимых авторских программ. Поэтому мы решили провести торжественные похороны Петербургского телевидения как оплота свободы слова», - значилось в листовке.
Один знакомый газетчик, прочитав текст, хмыкнул: «Ни хрена себе заявочка! «Пятый канал» и свобода слова – это лихо придумано. Но ведь сначала их задавят, потом за других возьмутся. Оттого я сюда и пришел».
Других волновали более земные нужды. «Слушай, а поминки будут? А то после вчерашнего не мешало бы подлечиться». «Говорят, что похороны в дождь – хорошая примета», - невпопад ответил ему другой.
На тротуаре о чем-то своем беседовали два идейных антипода – вожак ортодоксальных коммунистов Геннадий Турецкий и один из лидеров питерских демократов Юрий Вдовин. Организаторы раздавали участникам красные гвоздики – по две в руки. Все происходящее снимали на видео милиционеры из оцепления. В ответ барышни посылали стражам порядка воздушные поцелуи.
И вот под звуки оркестра, грянувшего «По приютам я с детства скитался», процессия достаточно быстрым шагом тронулась в путь. Над толпой реял черный транспарант с надписью белой краской: «Не забудьте выключить ТВ!»
Пройтись по всему Каменноостровскому проспекту демонстрантам не позволили. Пришлось сворачивать на набережную реки Карповки и далее по Петроградской и Петровской набережным следовать к конечной точке скорбного маршрута – офису полномочного представителя президента Валентины Матвиенко.
Грусть момента немного сдабривали оркестранты. «Разлука ты, разлука», «Варяг», «Прощайте, скалистые горы», «Вы жертвою пали», «Что тебе снится, крейсер «Аврора» - репертуар был достаточно жизнеутверждающим. Конечно, без знаменитого траурного марша Шопена тоже не обошлось.
Редкие прохожие встречали процессию в основном добрыми улыбками. Только возле Сампсониевского моста один мужчина со слезами на глазах снял кепку и вытянулся по стойке «смирно».
Наибольшее оживление случилось возле «Авроры». Многочисленные интуристы разом защелкали фотокамерами. Некоторые из любопытства даже примкнули к колонне.
На набережной Невы народ заметил Кирилла Юрьевича Лаврова. Поначалу в сердцах демонстрантов вспыхнула надежда, что прославленный актер и режиссер тоже примет участие в акции. Однако, судя по всему, в тот день его планы были иными.
Возле полпредства процессию настиг Даниил Коцюбинский. Правда, почему-то без своих соратников по «Петербургской линии» Валерия Татарова и Петра Годлевского.
Поначалу организаторы планировали закопать многострадальный телевизор в клумбе непосредственно возле здания бывшего дворца бракосочетаний. Однако засорять окружающую среду им не позволили. Так что дело ограничилось лишь кратким митингом возле домика Петра Первого. Суть лаконичной речи единственного выступавшего – власть хочет заставить журналистов делать то, что им не нравиться, а именно – почаще хвалить ее, любимую и не замечать ее изъянов. Посему нынешняя демонстрация должна стать сигналом для властей о том, что работники СМИ не собираются молчать в тряпочку и тем более ложиться под кого ни попадя.
Все закончилось на ближайшей помойке. Под слова «Ему там и место. По крайней мере, на ближайшие несколько месяцев» приемник возложили в зеленый контейнер. Туда же последовали венки и цветы. На происходящее взирала явно обалдевшая овчарка. Она то и дело разражалась заливистым лаем.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру