Официальные юбилейные торжества закончены, но праздник продолжается. По крайней мере в Эрмитаже, где в один день произошло целых три события, связанных с 300-летия Петербурга, которым и была посвящена пресс-конференция директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского.
Журналистам была представлена роскошно изданная книга «Санкт-Петербург 1703-2003», посвященная истории Санкт-Петербурга. Девушки в париках по моде восемнадцатого века, но в современных мини-юбках демонстрировали собравшимся увесистый том объемом более тысячи страниц. Пока счастливыми обладателями уникальной книги являются лишь посетившие юбилей высокие гости, но вскоре она появится в некоторых книжных магазинах, открывая серию изданий, посвященных юбилеям крупнейших городов России.
Заслуженную благодарность великого музея снискала Российская алмазодобывающая компания АК «АЛРОСА», преподнесшая в дар Эрмитажу парадный портрет Николая Второго кисти Репина. До революции картина находилась в Мариинском дворце (на знаменитом «Заседании Государственного совета» последний русский император изображен именно на ее фоне), затем самодержец был кем-то вырезан из рамы и его след затерялся почти на 80 лет. В 1995 году картина поступила в аукционный дом «Альфа-Арт». После экспертизы, проведенной сотрудниками Третьяковской галереи и подтвердившей авторство Репина, портрет был приобретен «Алросой» в качестве подарка Санкт-Петербургу от компании, «имеющей дело с вечными ценностями».
Михаил Пиотровский не скрывал своего удовлетворения от того, что российский бизнес активно возвращается к традициям меценатства: «Для меня это подтверждение того, что вопреки распространенному мнению, российские деловые люди уже сейчас лучше, чем на западе. Мне, как музейщику, хочется выразить благодарность и уважение людям, сделавшим городу именно такой подарок. Возвращение государственной реликвии обратно в государственную сферу является очень хорошим знаком».
Скоро портрет займет свое место в одной из постоянных экспозиций, хотя Михаил Борисович не исключает того, что государь Николай Александрович когда-нибудь вновь посетит оставленный им в 1917 году Мариинский дворец. Разумеется, если будет гарантирована безопасность картины и ее возвращение.
Главным же событием не только дня, но и года, безусловно, стало открытие в Николаевском зале Зимнего дворца и Невской анфиладе парадных покоев тематической выставки «Основателю Петербурга». Насчитывающая более 800 экспонатов экспозиция организована Эрмитажем при участии ведущих российских музеев, а портрет Петра работы сэра Годфри Неллера из Королевской коллекции предоставлен Ее Величеством королевой Великобритании Елизаветой Второй
Открыл выставку принц Майкл Кентский, только что финишировавший со своим автопробегом у ворот Зимнего дворца. И открыл по-русски - «Я только что приехал из Екатеринбурга и поставил машину. Я очень рад открывать выставку, посвященную основателю Петербурга. Я желаю всем ее посетителям успеха».
Высоким гостям Петербурга, вынужденным уехать раньше, выставку показали до официального открытия, причем Жак Ширак, засмотревшись, задержался с выходом на трибуну, что и не удивительно - Петр был человеком исключительно многогранным, а устроителям экспозиции удалось показать эту феноменальную личность и созданную им эпоху со всех сторон.
Подлинные костюмы великого реформатора, его токарные инструменты, научные приборы, создаваемые при его участии и под его руководством планы Петербурга, прижизненные и более поздние портреты все это, собранное воедино, производит удивительное впечатление.
Особого внимания заслуживают петровские коллекции. Мы более или менее знаем Петра-реформатора, Петра-мореплавателя и даже Петра-плотника, но вот о том, что он является еще и основателем российского музейного дела говорят гораздо реже. Между тем, как сказал Михаил Пиотровский, Петр Первый для России это и «первый Рембрандт, первое скифское золото, первое китайское золото, первые предметы мусульманского искусства и, конечно же, первая обнаженная женщина – знаменитая Венера Таврическая».
Когда-то Венера готовилась украсить собой Летний сад, а тогдашние борцы за всеобщую нравственность, кто требовал сшить для богомерзкой девки одежду, кто и вовсе собирался пострадать за идею, разбив отвратительный предмет. От идеи выставить статую на улице пришлось отказаться, зато теперь она является одной из жемчужин эрмитажной коллекции, напоминая о том, что «коллекционирование для Петра Великого было одной из важнейших сторон процесса приобщения к мировой культуре, стремлением не отставать от просвещенных монархов Европы, желанием подать пример для своих соотечественников». И поданного им примера хватило на три сотни лет.
Вера Камша,
Фонтанка.ру