Водное шоу 31 мая увидели фактически только высокие гости – главы государств, приехавшие в Петербург. Корреспондент «Фонтанки» стала свидетелем этого праздника. И утвердилась во мнении, что в чем-то простым петербуржцам все-таки повезло больше, чем президентам и премьер-министрам.
В субботу, 31 мая, в акватории Невы, как известно, затевался водный праздник. На нем обещались присутствовать главы государств – участников саммитов, а открывать "Праздник на Неве" должен был лично президент России Владимир Путин.
Журналистов на место привезли за полтора часа до начала праздника. Все бы было ничего, но самолетам ВВС, видимо, не удалось полностью обеспечить хорошую погоду в городе. В среде журналистов гуляла шутка, что самолеты, дескать, не смогли подняться в воздух из-за того, что вот-вот должен прилететь президент США и занимать воздушное пространство в это время нельзя ни в коем случае. Была ли в этой шутке доля правды - не знаю. Но ясная утром погода к 17 часам сменилась на пасмурную, и над Петропавловской крепостью сгустились грозовые облака.
Пул, в который посчастливилось попасть и автору этих строк, должен был наблюдать и вести съемку с Дворцового моста. Правда, до самого моста журналистов не довезли – уже в районе Менделеевской линии Васильевского острова дежурил кордон милиции. Следующее оцепление стояло уже через несколько метров. И вообще, столько милиции сразу я не видела никогда – особенно живописно они смотрелись в проемах арок университета. Всегда людные места вымерли – набережные, мосты и улицы были практически пустыми.
Представителей СМИ разместили на середине Дворцового моста. Потом подвинули вправо – мост в процессе празднества собирались разводить и опасались, что журналисты могут просто «скатиться». Фотографировать разрешили только с одной стороны: лицом к водной «сцене» - акватории возле Петропавловской крепости. На пляже Петропавловки разместились амфитеатры, на которых стояли оркестры и хор. На стрелке Васильевского острова тоже стояли две трибуны, на которых разместились юные курсанты с трубами и барабанами.
Так как график передвижения почетных персон «сдвинулся» примерно на час, то начало праздника ожидалось не ранее 19 часов вместо запланированных 18.00. Ветер становился все холоднее, небо все больше заволакивало тучами. Невольно вспоминался предыдущий водный праздник: на нем хоть и не было «высоких» гостей, зато стояла ясная погода...
С глубокой признательностью отмечу гуманность «высоких» гостей – им удалось «сжать» время своих мероприятий: почетные персоны, в рекордные сроки осмотрев выставку в Эрмитаже, спустились на трибуны, установленные на Дворцовой набережной. Грянула музыка, праздник начался. Тут же с неба, как по заказу, упали мелкие и робкие капли дождя. Некоторые из сидевших на трибунах vip-гостей раскрыли зонтики. С речью выступил президент России. После его вступительного слова на побережье Стрелки и пляжа Петропавловки загорелись огни, вспыхнули факелы на Ростральных колоннах, грянул залповый салют, развелись Дворцовый, Биржевой и Троицкий мост. От Университетской набережной отчалил фрегат «Штандарт» и быстро пошел в сторону Эрмитажа.
Отличия от праздника, проведенного в День города, безусловно, были. И, по личному мнению корреспондента «Фонтанки», – в худшую сторону. Батальную сцену с захватом «вражеского шведского» судна в этот раз решили не изображать – может, из соображений безопасности, может – из уважения к делегации из Швеции. Поэтому «Штандарт» просто встал посреди акватории – в этом на сегодня заключалась его роль. Из-под Троицкого моста вышли весельные ялики с флагами стран-участниц саммитов. Они медленно проплыли мимо фрегата и трибун и причалили к берегу.
Затем начался «Полонез яхт», который уже наблюдали зрители водного праздника 27 мая. В этот раз танец, правда, продолжался недолго. Мимо Дворцовой набережной и трибун проследовали три прогулочных теплохода, замаскированные в карнавальный антураж. Стоявшие на них люди ритмично взмахивали цветными флажками. С последнего теплохода в небо был выпущен большой синий шар с золотым изображением ангела с Петропавловского шпиля. Тут же в небо с пляжа крепости взлетели желтые шарики. Кажется, их было меньше, чем триста.
Как наблюдатель могу сказать честно: читать об этом действе гораздо интереснее, чем за ним наблюдать. Остальная часть праздника и вовсе была невыразительной. Обещанных водяных экранов корреспондент «Фонтанки» так и не увидела. Не состоялось и возложение памятной медали на саркофаг в Петропавловской крепости. Возможно, эти мероприятия по каким-то причинам решили перенести? Танцующие фонтаны плясали как-то очень уж однообразно, кроме того, без красивой подсветки они смотрелись не так эффектно.
Носившиеся по акватории водные мотоциклы смотрелись какими-то инородными элементами. Салют, который показали vip-ам и вовсе был ...никаким: в небо взлетело несколько дымных тусклых струй, которые тут же были развеяны ветром и превратились просто в дым. Острые на язык журналисты тут же окрестили залпы «пауками», а весь салют «арахнофобией».
Кстати, похоже, что курсанты, стоявшие с барабанами и трубами на стрелке Васильевского острова, вовсе не играли на инструментах, а просто вид делали, так сказать, «массовку» изображали. Руководители духового парада предупреждали ведь, что в случае сильного ветра пойдет фонограмма.
Праздник окончилося. Праздничного, надо сказать, в нем было мало. Vip-персоны стали разъезжаться раньше финала: к набережной подплывали заранее подготовленные «Метеоры» с тонированными стеклами, на которых «высокие» гости отчаливали в Петергоф, на торжественный обед. Остальные гости и участники мероприятия расходились. Экипажи ялов с флагами государств «сушили весла» у спуска возле Академии наук. По акватории неприкаянно крейсировал только одинокий «Штандарт». Дождик по необъяснимым причинам тут же перестал – может быть, Буш наконец прилетел, разнесся слух?
Позже с 15 этажа «Прибалтийской» было видно, как по Финскому заливу в сторону Петергофа вереницей следуют «Метеоры». Над Петергофом наблюдалось чистое небо, и были видны струи салюта. От всей души хотелось, чтобы главы государств увидели такой же роскошный салют, какой видели 27 мая, в День Города, все обычные петербуржцы.
Текст и фото
Ольга Белова,
Фонтанка.ру