Отделившись от профсоюзно-центристской колонны, на Большую Морскую – куда и коммунисты – с Невского почему-то свернули представители Конгресса работников науки, образования и культуры. Над Исаакиевской развевались портреты Че Гевары, а на Дворцовой показывали художественную самодеятельность.
Первые демонстранты начали сходиться к БКЗ «Октябрьский» еще к 9 часам. А через час здесь собралось уже около пятнадцати тысяч человек. Хотя, как выяснил корреспондент «Фонтанки», предполагалось участие в общей сложности 98 тысяч манифестантов из 17 партий.
Под звуки духового оркестра колонна, сопровождаемая машинами ГИБДД, двинулась по Невскому проспекту. С тротуаров за ней наблюдали многочисленные зеваки.
В авангарде процессии двигались несколько автомобилей, в том числе – весьма древний «Крайслер» и раскрашенный в камуфляжные цвета горбатый «Запорожец». За ними следовали два оранжевый эвакуатора службы «001», на платформах которых стояли барышни в рыцарских доспехах. Все они потом стали частью театрализованного представления, случившегося на Дворцовой площади. Вслед за «парадом автомобилей» шествовали примерно пять тысяч человек, представлявшие Федерацию профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Народную партию РФ, «Единую Россию», Партию возрождения России и Российскую партию жизни.
Несколько скучную толпу центристов, которую оживляли члены профсоюза работников культуры, под аккомпанемент гармошки душевно певшие «Парней так много холостых», явно выделялись два, судя по всему, заблудившихся демонстранта. Один нес на плече транспарант с витиеватым текстом «Еврейские националисты – праведники-фашисты!», другой шествовал с лозунгом «Деньги своры Абрамовичей – из крови народов России!» Место этих людей явно было среди тех, кто двигался следом за «умеренными».
Профсоюзно-центристскую колонну замыкали представители Конгресса работников науки, техники, образования, здравоохранения и культуры. По идее, их путь также лежал на Дворцовую площадь, вместе с основными колоннами. Однако «конгрессмены» свернули на Большую Морскую улицу и пошли в сторону Исаакиевской площади – по маршруту коммунистов. Завидев это, представители КПРФ, лидировавшие в колонне левых сил, поприветствовали негаданных единомышленников дружными криками «Ура!»
Вообще шествие радикалов выглядело куда живее, чем их оппонентов. Среди традиционного набора красных флагов и портретов вечно живых вождей выделялись многочисленные компании молодых людей, которые оттягивались «по полной программе».
В группе следовавшего за капээрэфовцами Патриотического союза студентов особенно был заметен парень, закутанный в английский и американский флаги. На его лице красовалась маска гориллы, а в руках он держал фанерную косу. Завидев бойко работавший «Макдональдс», на фасаде которого к тому же висел лозунг «Гамбургер – за 15 рублей», демонстрант подскочил к входу в кафе и начал размахивать своим орудием. Защелкали вспышки вмиг сориентировавшихся фотографов. Другие радикалы, поддерживая коллегу, принялись дружно скандировать «Подавитесь!» и «Fuck of Макдональдс». За всем происходящим спокойно наблюдали несколько постовых милиционеров.
Позже, в разговоре корреспондента «Фонтанки» с и.о. начальника Милиции общественной безопасности питерского ГУВД полковником Леонидом Богдановым выяснилось, что перед Первомаем правоохранительные органы плотно «поработали» с лидерами политических партий. Результатом профилактики стало практически полное отсутствие сколько-нибудь значимых инцидентов.
Места проведения обоих митингов были оцеплены курсантами милицейских школ. Позиции возле Александрийской колонны и памятника Николаю Первому заняли омоновцы. В толпе выделялись крепкие ребята в штатском, колючими взглядами озиравшие окрестности. Всего же, как удалось выяснить автору этих строк, для обеспечения безопасности в местах проведения первомайских торжеств одних только милиционеров было привлечено около полутора тысяч.
После краткого профсоюзного митинга на Дворцовой площади начался концерт художественной самодеятельности. Часть зевак проследовала на Исаакиевскую площадь, благо там «экшн» был в полном разгаре.
Особо не прислушиваясь к словам ораторов, каждый занимался своим делом. Паренек с плакатом «Долой путинских шлюх!» объяснял, кого он имеет в виду. Девчушки-пионерки, конкурируя с распространителями «Завтра», «Дуэли» и подобной печатной продукции, торговали газетой «Ленинские искры». За номер они просили три рубля. Среди митингующих слонялся некто в долгополом пальто. На его спине висел рукописный плакат «Свободу Ю. Т. Шутову, автору книги «Собчачье сердце!».
Активисты усиленно собирали подписи под петицией к Путину, в которой они просят не привозить на 300-летие Петербурга Джорджа Буша и Тони Блэра. В сторонке тихо стояли несколько старушек с портретом Александра Лукашенко. На ограду памятника Николаю Первому один кто-то повесил сделанное от руки наглядное пособие, поясняющее смысл коммунизма. Почему-то из его содержания больше всего запомнилось место про детей, которые поголовно будут жить в интернатах, и про отсутствие всякой частной собственности, даже в виде садовых участков. По ветру развивались флаги с портретами Че Гевары.
Начавшись под звуки гимна России, но со старыми словами – «Союз нерушимый республик свободных...» – митинг закончился исполнением «Интернационала». Но, когда стихли его последние аккорды, разрушать до основания весь мир насилия никто не направился. Народ, подгоняемый холодным ветром и начавшимся вдруг дождиком, резво двинулся в сторону метро.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру