15 апреля депутаты ЗакСа Ленобласти в третий раз в своей истории попытались досрочно освободить от должности своего спикера Виталия Климова. Однако не хватило двух голосов. Как и в прошлом году, инициатором включения данного вопроса в повестку дня выступил депутат Дамир Шадаев.
15 апреля депутаты Законодательного собрания Ленобласти в третий раз в своей истории попытались досрочно освободить от должности своего председателя Виталия Климова. До принятия решения об отставке не хватило всего двух голосов (набрали 32, при необходимых 34, всего в ЗакСе ЛО - 50 депутатов). Интересно, что, как и в прошлом году, инициатором включения данного вопроса в повестку дня заседания выступил депутат Дамир Шадаев. Но вероятнее всего, что за попытками сместить Виталия Климова, на самом деле, стоит фигура губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова.
То, что Валерий Сердюков не испытывает особой привязанности к Виталию Климову, вполне понятно. Уж больно тесно нынешний спикер областного парламента связан с бывшим главой Ленобласти Вадимом Густовым. И дело здесь даже не в семейных узах двух политиков - одна из дочерей Климова замужем за сыном Густова. Достаточно очевидно, что приближающиеся выборы главы Ленобласти должны были обострить политические противоречия между спикером и губернатором. Говорят, что в нынешнем году Вадим Анатольевич не прочь вернуть себе это место. При этом Виталий Климов руководил обеими (и удачной, и неудачной) губернаторскими избирательными кампаниями Густова, с 1996 года работал в правительстве на посту его первого заместителя. Затем, во многом благодаря поддержке действовавшего губернатора, он был избран депутатом ЗакСа ЛО и при нем же, в январе 1998 года, стал председателем Собрания.
Первая попытка сместить Климова с должности спикера была предпринята в 2000 году - почти сразу после смены главы Ленобласти. По мнению инициатора вынесения вотума недоверия, депутата Вивясного, Виталий Николаевич не мог и не должен быть занимать пост председателя по неким «этическим соображениям». Скорее всего, под этим подразумевалось как раз то, что спикер Климов принимал самое активное участие в предвыборной кампании главного конкурента нового главы Ленобласти Сердюкова и потому не сможет наладить нормальное взаимодействие областных исполнительной и законодательной властей. Тогда инициатива по свержению Климова набрала 30 голосов, а дальнейшая работа ЗакСа и правительства Ленобласти внешне не подтвердила отношения спикера и губернатора, сложившиеся во время выборов.
Более того, в мае прошлого года Валерий Сердюков фактически помешал возможной отставке Виталия Климова. Тогда депутаты Шадаев и Поляков вновь попытались освободить спикера от занимаемой должности, заявив, что он «не выполняет свои обязанности и превышает полномочия». Неизвестно, как бы сложилось голосование, но предложение губернатора Сердюкова создать специальную комиссию, которая бы и разобралась в претензиях к Климову, привело к тому, что вопрос о вотуме недоверия был снят с повестки дня.
Теперь, менее чем через год, тема появился вновь. Причем совершенно неудивительно, что «вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя» возник как раз в тот момент, когда вот-вот должна начаться официальная борьба за место губернатора Ленобласти. О своих претензиях на него, среди прочих, уже объявили и Валерий Сердюков, и Вадим Густов. По слухам, Виталий Климов вновь вошел в предвыборный штаб последнего. Наверное, не стоит недооценивать роль председателя ЗакСа накануне выборов, особенно если он лоялен одному из кандидатов. Потому неудивительно, что именно действующему губернатору и приписывается инициатива снять спикера, работающего на конкурента.
Предложение о вынесении вотума недоверия поступило от депутата Дамира Шадаева. Как и в прошлом году, главные претензии – нездоровая обстановка внутри ЗакСа, политические интриги, превышение полномочий. Дамир Шадаев также обосновал свою инициативу тем, что ЗакС ЛО нуждается «в реформировании в соответствии с духом времени» и что у спикера «нет потенциала», поскольку он «живет по тем стереотипам, которые в него заложили». На вопрос «Фонтанки», кто, по мнению Шадаева, тогда может стать главой областного парламента, Дамир Равильевич уверенно заявил, что им должен быть «достойный человек». По поводу своих возможных претензий на это место, депутат Шадаев ответил по-философски: «Собственные достоинства люди переоценивают, и недооценивают их у других».
Видимо, предчувствуя, что 34-х голосов, необходимых для снятия председателя по уставу ЛО, получить не удастся, Дамир Шадаев выступил также еще с одной принципиальной инициативой, которую обратил напрямую Виталию Климову. По мнению Шадаева, спикер не должен иметь морального права руководить ЗакСом, если против его руководства выступит даже простое большинство депутатов, то есть, 26. Возможно, что именно это этическое предложение станет основой законодательной инициативы Шадаева в борьбе с Климовым - снизить количество голосов, необходимых для снятия спикера до 26.
После того, как итоги волеизъявления стали известны, Виталий Климов решил, что совету Шадаева не последует. Отметив, что в среде областных народных избранников по весне вспыхивают эмоции, он заявил, что не чувствует за собой «неисправимых недостатков», и потому «готов и дальше работать на своем посту». Чудом удержавшийся спикер, отметил, что ЗакС будет работать так же успешно, как и ранее.
Павел Тимофеев,
Фонтанка.ру