Сторонники либерализации альтернативной гражданской в Петербурге равняются на Германию. Однако в этой стране история этой трудовой повинности насчитывает уже почти 40 лет, а в России все только начинается.
Несмотря на принятие федерального закона, регламентирующего порядок несения молодыми россиянами альтернативной гражданской службы, страсти по ней все не утихают. Очередная акция сторонников либерализации АГС пройдет сегодня в Петербурге. Она названа «Приглашение к диалогу» и приурочена к встрече в рамках очередного «Петербургского диалога» президента России Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера. Правда, глав обоих государств пригласить на свое мероприятие его организаторы не решились. Однако своих намерений развивать обмен мнениями в рамках гражданских обществ наших двух стран они не оставили. Тем более что заявленная тема, на их взгляд, более чем актуальна.
В итоге в пресс-конференции, которую совместными усилиями сегодня проводят Коалиция общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу», Фонд им. Генриха Белля и общество «Немецко-русский обмен», примут участие два представителя «Петербургского диалога» – член оргкомитета «ПД», бывший член бундестага (фракция «Союз 90/Зеленые») доктор Хельмут Липпельт и депутат Госдумы РФ (фракция СПС), член Комитета по законодательству Александр Баранников. Последний, между прочим, является проводником целого комплекса либеральных поправок к вступающему с 1 января 2004 года в силу на территории России Закона «Об альтернативной гражданской службе». Этот пакет, помимо депутата, разрабатывался еще рядом неправительственных организаций, что и стало своеобразной отправной точкой в выборе темы сегодняшнего собрания. И чего же добиваются его инициаторы?
В беседе с корреспондентом «Фонтанки» президент Центра развития демократии и прав человека, член секретариата Коалиции «За альтернативную АГС» Юрий Джибладзе был краток:
- Согласно принятому закону, срок службы альтернативщиков будет составлять в среднем от 36 до 42 месяцев в зависимости от наличия высшего образования и специального коэффициента. Например, один месяц службы солдата срочной службы будет равняться полутора месяцам альтернативной службы в военной организации и 1,75 месяцам – в организации гражданской. К ним применят принцип экстерриториальности, то есть служить они будут вдалеке от дома. У них нет права выбора организации, которая станет местом службы. Окончательное решение по их судьбе зависит от позиции призывной комиссии и военного комиссара, то есть людей военных или лиц, в какой-то зависимых от Минобороны.
Наша общая позиция – срок АГС нужно сократить в полтора раза, уравнять «военные» и «гражданские» коэффициенты, снизить их в случае направления молодого человека в другой регион. Кстати, комитет Госдумы по обороне вообще выступает за отмену принципа экстерриториальности. Кроме того, мы считаем, что необходимо разработать специальное «Положение об АГС», и полагаем нужным определить четкий перечень профессий, среди которых должны превалировать должности в социальном секторе – больницах, хосписах, домах престарелых и т. п. учреждениях.
Привлечение на пресс-конференцию представителя немецкой стороны Юрий Джибладзе объяснил просто:
- В Германии накоплен огромный положительный опыт АГС. Альтернативщики – а такую стезю выбирает более 50 процентов молодых немцев призывного возраста - выполняют важную социальную роль, причем свою службу они имеют право проходить и в других странах. Служат они и в России. Но это сейчас. 40 лет назад, когда она вводилась, желающих пройти ее были считанные единицы, совсем как сейчас у нас. Слишком уж в обществе были сильны милитаристские настроения. Зачем же нам ждать столько времени, когда можно воспользоваться чужим опытом? Вот мы и попытаемся найти точки соприкосновения, в том числе и с военными, которые приглашены на намеченную вслед за пресс-конференцией дискуссию: «Альтернативная служба – принудительный труд или социальное служение?»
Из досье «Фонтанки»
По информации, полученной в военном комиссариате Санкт-Петербурга, в прошлом году желание проходить АГС изъявили лишь 18 молодых петербуржцев. Это составляет менее 0,01 процента от общего числа потенциальных призывников.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру