Нынешний сезон питерский «Зенит» начал весьма удачно. Сейчас он занимает вторую строчку в турнирной таблице. Болельщики сине-бело-голубых ликуют, распевают песни и надеются, что и в дальнейшем команда не сбавит темпов. На вопросы читателей «Фонтанки» о планах «Зенита» на будущее отвечает президент футбольного клуба Виталий Мутко.
- Виталий Леонтьевич, что, на ваш взгляд, изменилось в игре «Зенита» сегодня по сравнению с началом прошлого сезона?
- Кардинальные изменения, конечно, есть. Если сравнивать с началом прошлого сезона, то можно вспомнить, что и тогда «Зенит», в принципе, очень здорово играл. Но, наверное, тогда мы допустили ошибку, отказавшись от идеи ухода от персональной опеки. Над этой идеей мы перед прошлым стартом три месяца работали на сборах. Но, когда в прошлом сезоне мы в первой игре проиграли Махачкале, то дрогнули. Ребята потеряли веру, начали шарахаться, менять различные модели игры. Потом в середине года случилась эта тренерская чехарда... В общем, все вместе сказалось на игре. Сейчас все, конечно, по-другому.
- На предсезонной конференции вы говорили о том, что футболисты должны верить тренеру, и если вера перерастет в убежденность, то будут победы. После одержанных в этом сезоне побед уверенность, убежденность появилась?
- Я думаю, да. Я вижу, как ребята сейчас относятся к тем установкам, которые дает тренер, как относятся к самому тренеру. До начала сезона они, наверное, ему верили, но должны были увидеть все в работе, почувствовать результат. Парням нравится тот футбол, в который они сейчас начали играть. Приглашение новых футболистов свою роль тоже сыграло: ведь пришли не статисты, пришли парни, которые играют сегодня на хорошем уровне, выдерживают нагрузки, выполняют установки.
- Болельщики «Зенита» от побед команды, наверное, в восторге?
- Клуб сегодня не может не учитывать настроение болельщиков. Мы как бы едины – болельщики «Зенита» и сама команда. Например, если в прошлом году во втором круге мы играли плохо и не отвечали чаяниям болельщиков – они нам отвечали тем, что ходили на игры всего по 15-17 тысяч человек. Стадион был неполный - потому, что команда играла неинтересный футбол, проигрывала много. Болельщик не видел того, что он хотел бы видеть.
- Кстати, о болельщиках. Именно с ними связан первый вопрос: «В начале 80-х я часто ходил на стадион. Сейчас хотелось бы, да ряд причин не позволяют. Раньше зритель был в большинстве солидный, что ли. Я и многие мои знакомые посещали стадион с детьми, с женами. Посетив в прошлом году несколько матчей, я почувствовал, что больше туда ходить просто не хочу. Во-первых, при проходе на стадион обыскивают, как преступника. Унижение, которое при этом испытываешь, неописуемо. Во-вторых, так называемые "фанаты". Увидев их поведение до и после матча, непосвященный человек подумает, что в сумасшедшем доме день открытых дверей. Имеются ли какие-либо планы у руководства клуба по проведению воспитательной работы с "фанатами". Нужна ли какая-либо помощь в этом». (Гладышев Сергей Александрович)
- Начну с последнего: конечно, помощь нужна. У нас есть собственная сформированная волонтерская команда. Видели, во время первой игры в «фанатских» 13-м и 14-м секторах людей в желтых жилетках – это наша «служба безопасности», наши волонтеры. Сегодня их примерно 30 человек и они постоянно работают в этих секторах. Мы готовы сотрудничать, надо просто прийти к нам сюда, в клуб, мы с удовольствием привлечем людей.
Работа с фанатами ведется. И могу сказать, что поведение их меняется, они сейчас не такие агрессивные, как раньше. А вообще, наверное, у каждого клуба есть такие эмоциональные болельщики, и они сегодня задают тон болению. Сейчас в большей степени именно они посещают выездные матчи и поддерживают команду. И мы всячески будем их поддерживать – нравится это кому-то или нет.
Что касается милиции – это больной вопрос. Сейчас совместно с МВД мы разработали единые требования как к болельщикам, так и к милиционерам, которые работают на матче. Смысл один: на матчах должен постоянно работать один контингент милиционеров - те, которые умеют работать с массами. В этой среде, безусловно, встает и вопрос стадиона. Если бы была современная арена, отвечающая всем требованиям, и соответствующий пропускной режим, то, конечно, все бы по-другому было.
- По поводу стадиона для «Зенита» поступает очень много вопросов: спрашивают, планирует ли клуб построить собственную площадку, если да, то когда и где? Какие пятна, кроме территории в районе Девяткино рассматриваются под новый стадион?
- В связи со стадионом для «Зенита» будет рассматриваться несколько вариантов. Первый – это уже существующие арены, стадион имени Кирова и «Петровский». Что касается Девяткино, то там не все пока так благополучно, как хотелось бы. Не так «чисто» это пятно, как сначала казалось, - есть участки земли, которые ранее уже были отданы арендаторам. Сейчас идет выяснение, доработка, которая, думаю, закончится в середине апреля. И тогда мы уже будем четко знать: отпадет это пятно или будет серьезно рассматриваться.
Конечно, будут рассматриваться и другие пятна: например, те, которые могут нам быть предложены главным архитектором города. Мы к нему с таким обращением обратились и сейчас ждем ответа.
- Для стадиона в Девяткино – не слишком далеко? Расстояние не отпугнет болельщиков?
- Во-первых, все разговоры, где будет стадион, сейчас гипотетические. И оттянет болельщиков расстояние или нет – тоже вопрос гипотетический. Например, у «Манчестер Юнайтед» стадион вообще за чертой города находится. В Милане - на окраине города. Не думаю, что для болельщиков станет проблемой раз в две недели посетить матч. В Девяткино есть железнодорожная станция, метро недалеко, КАД строится. Но подчеркиваю – решение о строительстве там стадиона не окончательное.
- Сколько же стоит построить современный стадион?
- Исходите из того, что стоимость одного посадочного места в среднем составляет тысячу долларов США. Средний показатель – 45 тысяч мест - 45 миллионов долларов. То есть, примерно в 50-60 млн долларов может обойтись нормальная современная арена.
- Когда можно ожидать начала проведения игр Чемпионата России и Кубка на более вместительном стадионе, им. Кирова, например? И ожидается ли реконструкция Петровского для увеличения посадочных мест? Очень хочется ходить на футбол! Суровцев Артем Петрович
Это взаимоувязанные вопросы. В прошлом году средняя посещаемость матчей «Зенита» была 17,5 тысяч – то есть, не было аншлага. Поэтому говорить о том, что у нас сейчас супер-аншлаг, я не могу. Разовые матчи не могут быть в этом плане показателем. Однако если в дальнейшем «Зенит» будет демонстрировать сильный футбол, у нас могут возникнуть проблемы с нехваткой мест. Безусловно, мы это понимаем, но сейчас у нас заключен договор с «Петровским». Исключение может составить какая-то одна игра: например, в сентябре «Зенит» играет со «Спартаком» в тот же день, что и питерское «Динамо» с «Нефтехимиком». Может, эту игру сыграем на стадионе имени Кирова.
- «Кировский» стадион чем-то лучше «Петровского»?
- Стадион имени Кирова кроме количества посадочных мест от «Петровского» ничем не отличается. Газон там не лучше, а подтрибунные помещения даже хуже. Да и сам стадион неудобен, очень далеко от поля расположены трибуны - он как бы морально устарел. Такая же, кстати, проблема со стадионом у мюнхенской «Баварии», и из–за нее они потеряли до 30 процентов своих болельщиков. Потому что футбол на таком стадионе смотреть неинтересно. Лучше посмотреть игру на огромном экране, с кружкой пива, чем сидеть где-нибудь на куличиках на стадионе и видеть оттуда вот такого ма-аленького футболиста.
За «Петровский» мы держимся и потому, что он удобен для того, чтобы болеть: трибуны достаточно близко к полю. Кроме того, он в центре города, оттуда хорошая эвакуация - люди могут быстро добраться до метро.
- А как сейчас обстоит дело с возможной передачей «Петровского» клубу в доверительное управление? Помнится, вы обращались к городской администрации с подобной просьбой?
- Знаете, мне не хотелось бы комментировать какие-то дела администрации, я уже устал. Я как-то говорил и повторюсь, что для существующего губернатора и правительства города «Зенита» не существует, это только на словах поддержка. Существует для Московской области - «Сатурн», для Казани – «Рубин», для Владикавказа - «Алания», для Саратова - «Крылья Советов». Я могу так перечислить практически все клубы, за исключением, может быть, ЦСКА, «Зенита», «Спартака» и, может, московского «Торпедо» – эти четыре клуба самостоятельно пытаются в этом море выплыть, у них нет такой поддержки ни от властей, ниоткуда. Остальные клубы продвигают марку своего региона, являются там высшим звеном профессионального спорта.
- Почему же не поддерживают «Зенит»?
- Иногда слышу такие аргументы – мол, в других городах есть на чем сосредоточиться, а у нас много разных команд (видимо, в разных видах спорта – авт.). Но это, знаете, для безграмотных, неумных людей разговор. Например, в Казани есть «Ак-Барс», «Уникс» – и есть «Рубин». И есть великолепный дворец. И на все хватает.
- Говорят, сейчас «Зенит» критикуют за большое количество легионеров?
- Да, я тоже слышу критику: мол, игра на легионерах – это сиюминутные победы. А вот сказал бы кто-нибудь на многотысячную арену нашим болельщикам: «Ребята, давайте выберем: будем на 10-м или 18-м месте, но только на своих питерских воспитанниках, или все-таки усилимся немножко да поборемся?». А вообще у нас сегодня 35 человек заявлено и из них всего 10 приезжих футболистов. А в дубле «Зенита» играют только наши молодые питерские мальчишки.
- То есть «Зенит» по-прежнему делает упор на своих игроков?
- Конечно! Кто такие Кержаков, Аршавин, Малафеев, Коноплев? А еще сегодня сидят под составом Володя Быстров, Игорь Денисов, Сережа Иванов, Сергей Лосев. Все они тренируются с основной командой – это те ребята, которые могут в любой момент «выстрелить».
- И судьбой именно наших игроков интересуются читатели в первую очередь: «Виталий Леонтьевич, в своём интервью изданию "Мой Футбол" Андрей Аршавин заявил, что отложил подписание своего контракта на неопределённое время, нас же уверяли недавно, что остались только юридические формальности. Проясните, пожалуйста» (Вячеслав)
- Ну, а что прояснять – юридические и остались. Сам акт подписания контракта – это и есть юридическая формальность. Все условия мы с Андреем оговорили, все предложения ему сделаны, проект контракта у него на руках, но силой я же не могу заставить его подписать.
Я с Андреем на сборах разговаривал часа три, он мне говорил о различных внутренних проблемах клуба. И я с ним во многом согласен. Только в заключение беседы я ему сказал: все это мы должны исправлять вместе. Мы должны сделать этот клуб. Но, повторяю, если Аршавин не захочет играть в команде – мы его силой не заставим. Безусловно, это будет потеря для «Зенита». Но безусловно и другое – у него действующий контракт до конца года, до 31 декабря. Он наш игрок. Мы не собираемся на нем зарабатывать каких-то денег и т.п. И если Андрей скажет, что не хочет играть в «Зените» – любыми способами мы его удерживать не будем. В нашем клубе люди должны хотеть играть.
- После матча с «Локомотивом» появились разные оценки игры нового вратаря – Камила Чонтофальски. А как бы Вы оценили его игру?
- Я считаю, что он сыграл на очень высоком уровне. Безусловно, на первых минутах сказалось волнение – и это было видно. Все-таки дебютирует в команде, да еще сразу в игре с чемпионом. Но он собрался. Первый гол он пропустил, но там была очень высокая траектория полета мяча, он этот мяч просто не доставал. Там ошибка защитников. Второй тайм сыграл достойно, уверенно. Кстати, во втором тайме ребята ему постоянно отыгрывали назад – то, чего Славке (Малафееву-авт.) не делают.
- Почему?
- Слава сам как-то говорил: игра ногами – это не его козырь. Он на линии - король, равных ему нет в стране. От воздуха оттолкнется и возьмет мяч. А если он еще добавит в игре на выходах и игре ногами – ему равных не будет в стране. Я не хочу сказать, что сегодня он вратарь N1, но то, что Малафеев игрок уровня национальной сборной – это бесспорно.
- «Хм...Почему так не любят Кирицэ все?» (Алексей)
- Кирицэ не любят? Почему не любят?! Это неправда. Кирю очень любят все в команде, это добрый, порядочный честный парень. Может быть, среди защитников он не самый сильный. Но сказать, что его не любят, нельзя – к нему очень по-доброму относятся. Просто Даниэлю надо побыстрее осваивать русский язык, он очень долго его учит.
- Как и пан Петржела?
- Петржела, во всяком случае, все понимает и уже может сносно общаться на русском. А Даниэль вообще не говорит ничего. Сейчас мы его просто заставляем учить язык.
«Уважаемый Виталий Леонтьевич! Не считаете ли Вы, что уход Горшкова - это большая потеря для Зенита? Делалось ли что-либо для его возвращения в команду? Спасибо». Таранов Алексей Павлович
- Насчет большой потери – я так не считаю. Мы стараемся никогда не жалеть о принятых решениях. С другой стороны, и я лично, и Юрий Андреевич Морозов признавали, что в уходе Горшкова была определенная ошибка тренерского штаба. Однако сказать, что мы сейчас об этом супержалеем, я не могу. Да, Горшков неплохо играет. Но, понимаете, любой игрок в команде должен играть на какой-то позиции, занимать какое-то место. И я считаю, что потерю Горшкова мы компенсировали: у нас есть сегодня средняя линия, там достаточно футболистов - Катульский, Коноплев, Радимов, Игонин на подходе. Так что с этой позицией у нас все в порядке. У нас 22 равноценных футболиста, и думаю, что сейчас команда достаточно укомплектована. Хотя пределов совершенству в футболе не бывает...
- Читатели часто задают вопросы и про Александра Панова...
- У Панова была возможность вернуться в команду. Причем дважды. Первый раз – сразу после «Сент-Этьена» – чтобы вернуться в «Зенит» нужно было только его желание. Но он выбрал «Динамо». Второй раз – сразу после «Динамо». Панову было сделано предложение, но он хотел играть за московский клуб. А когда он сам к нам обратился в этом сезоне, то мы уже пригласили Гартига. Саша хороший футболист, и дай Бог ему успехов в «Динамо». Наберет кондицию, будет играть на высоком уровне, сможет быть чем-то полезен «Зениту» – думаю, мы всегда сможем прийти к какому-то решению при обоюдном согласии.
- «Про Мудринича вроде в Интернете писали, что он отправился на родину. А что с Ранджеловичем?» (Виктор)
- Мудринича мы отпустили, он взял свой трансфер и уехал. Сейчас он играет в «Сартиди» и будет там играть до июля. Если Мудринич там проявит себя, то мы его продадим окончательно. Ранджелович пока заявлен за «Зенит», играет за дубль и, в принципе, до открытия трансферных окон будет играть.
- "Виталий Леонтьевич, почему нерегулярно и с большими опозданиями обновляется сайт РФПЛ? Например, до сих пор на сайте прошлогодняя заявка "Зенита". Вячеслав
- Да, это наша недоработка. Могу сказать, что это сугубо техническая проблема, которая в ближайшее время будет полностью устранена. Уже все необходимые вопросы в связи с этим решены, сайт будет полностью обновлен, станет постоянно пополняться и начнет нормально работать.
- «Будет ли премьер-лига, и Вы, как ее руководитель, в частности, принимать какие-то меры против совмещения постов главного тренера сборной и главного тренера клуба? Имеет ли РПЛ на это право, или вся власть по этому вопросу принадлежит РФС?» (lazio)
- Нет, премьер-лига на это права не имеет, это прерогатива Национальной федерации и г-на Колоскова. РПЛ свое мнение высказала, оно отрицательное, мы против совмещения постов. Мы считаем, что это в любом случае влечет за собой ряд последствий. Сейчас это в компетенции исполкома. Как член исполкома я свой голос высказал – я против совмещения постов.
- «ФК "Динамо" Москва собирается сотрудничать с аргентинским клубом "Бока Хуниорс". Какую команду-побратима выбрали бы Вы для "Зенита"? Вячеслав
- Мы будем дружить со многими клубами. Но для того, чтобы дружить с ними, надо занять достойное место в российском футболе. Знаете, за годы на посту президента клуба я многое не могу сделать, но главное – мне пока не удается привить «Зениту» такой дух победителя. Этот дух есть у «Локомотива», у «Спартака». А мы сегодня его пытаемся воспитать.
- Честно говоря, мы думали, что вопросы Виталию Мутко будут задавать исключительно про «Зенит». Ошиблась: были вопросы и с политической подоплекой. «Планируете ли Вы баллотироваться в губернаторы Петербурга? (Михаил Петрогрид).
- «Насколько я помню, в дни, когда В. Матвиенко уже пыталась баллотироваться на пост губернатора СПб, Вы возглавляли ее предвыборный штаб (или, по крайней мере, имели к этому какое-то отношение). В связи с приходом Матвиенко в полпредство, не планируете ли Вы придти в политику либо занять какой-то пост в полпредстве? И при этом "бросить" наш любимый "Зенит"? Заранее спасибо и успехов». (Екатерина Р.)
- Нет, не планирую. Мне сейчас нравится то, что я делаю, - это интересно, это важно для всех. Ведь футбол сегодня - это не бизнес, он нерентабелен. Сейчас футбол - это такое социальное явление, я бы даже сказал, в определенной степени политическое. Поэтому я считаю, что занимаюсь социальным и политическим делом. А вообще хочу сказать, что я это все уже прошел – был вице-мэром Петербурга при Анатолии Собчаке. Поэтому посмотрим, как дальше будет развиваться ситуация. Пока сегодня я полностью увлечен тем, чем я занимаюсь.
Ольга Белова,
Фонтанка.ру