Red Club продолжает радовать нас интересной и актуальной музыкой с запада. В пятницу, 21 марта, здесь выступит французская группа Lo’Jo...
Окрестности Луары, в западной Франции, известны благодаря своему вину, замкам и богатой земле, но ни в одной глянцевой брошюре для туристов или в сувенирной книжке, из тех что лежат в парижских кофейнях, вы не найдете упоминания о богатой музыкальной культуры этого региона.
В действительности же вы можете, конечно, мечтательно смотреть на шпили Блуа или потягивать охлажденное Розе д’Анжу в каких-нибудь бистро у реки, но... Пока вас не встряхнет гэльский гранж Les Thugs, пока вы не утоните в dub музыке Zenzile, не услышите римский рок Thierry Robin и не будете заворожены калейдоскопическим звуком Lo’Jo – вы не сможете сказать, что почувствовали сегодняшнюю Луару.
Lo'Jo пришли из Анжера, внешне уравновешенного и бесстрастного города на северном берегу большой реки. Дэнис Пин, основатель Lo’Jo, поэт, лирик и главный «шаман», совершил "самое важное путешествие" в своей жизни, когда бросил ферму, старую католическую культуру родителей и преодолел две мили дороги до Анжера, где и оказался в музыкальной консерватории. Там он встретил мультиинструменталиста и маэстро скрипки Ришара Бурро, и вместе они начали готовить пути превращения их калейдоскопических музыкальных и культурных интересов в новую живую музыку. Первое появление Lo’Jo в виде трио состоялось в 1982 году.
В течение следующих семи лет Lo'Jo менялось. Менялся состав и программа по несколько раз в год. Группа была неразрывно связана со всем племенем свободных артистов – акробатов, художников, уличных театральных исполнителей, скульпторов, мастеров трапеции, писателей, поэтов, мимов – в общем всех представителей местной яркой субкультуры.
По этой причине концерты Lo'Jo были часто скорее спектаклем, в котором богатое разнообразие артистических талантов объединялось, чтобы создать незабываемые праздники для всех органов чувств своих зрителей. Они были больше племенем, чем группой, с босым Пином, ведущим танец подобно какому-нибудь цыгану, и весьма логично именовались всеми "Племя Lo'Jo".
В 1988 Lo'Jo объединились со знаменитой местной театральной труппой Companie Jo Bithume и вместе создали настоящий мюзикл, названный Décrocher La Lune, с которым объездили Францию, Бельгию, Нидерланды, Германию. Первый их альбом Depuis Très Longtemps был музыкой к этому представлению.
К началу 1990-х Lo'Jo сформировали свой уникальный стиль, в котором были сотканы вместе музыкальные нити разных цветов – французский шансон, африканская, арабская, итальянская музыка, фанк, джаз, dub. Можно добавить к картине уличный театр и цирковые выступления – две сферы искусства, которые очень популярны и любимы во Франции, также как и не знающие границ метафизические блуждания лирического воображения Дэниса Пина.
Состав, наконец, стал относительно устойчив - бас, барабаны, скрипка, гитара, вокалы, аккордеон и саксофон. А потом была поездка на острова Индийского океана вместе с Companie Jo Bithume и новое шоу Dechpouk ze World, которое увидели в Нью-Йорке в Линкольн-центре и на CMJ-фестивале. В 91-м выходит и 5-ти трековый CD Siempre.
В 1992 Lo'Jo наконец замечают в Париже – центр французской музыкальной индустрии обращает внимание на группу, и они подписывают контракт с FNAC Musique.
Первый широко разошедшийся альбом – Fils de Zamal – продюсировал Жан-Мишель Рессе, который работал с Хектором Зазу, Жаном-Филиппом Рикьелем, Лори Андерсон и Джоном Кейджем.
Потом были съемки клипа вместе с анжерской фильм-студией ZUR, еще один альбом и банкротство лейбла. Но группа не останавливается. Вместе с ZUR готовится мультимедиа-шоу Triban de Lo'Jo и в 1994 году его видит вся Европа.
В следующем году Lo’Jo поражает всех на международном фестивале уличных театров и начинает работу с известным лейблом EMMA. Появляется и помощь, в лице английского продюсера – гитариста Джастина Адамса (известен по работе с Шинид О’Коннор, Робертом Плантом). Адамс и Lo’Jo вместе записывают альбом Mojo Rado, который выходит на EMMA. Мультимедийные проекты с ZUR также продолжаются, а Дэнис Пин публикует свою первую книгу - Les Passagers Ordinaires des Temps.
Группу замечает концертная организация Питера Габриэля и начинаются гастроли по Англии, Новой Зеландии, Испании, ЮАР, США... Судьба заносит Lo’Jo в Мали, и там французы знакомятся с африканскими музыкантами. Они начинают выступать в Африке и работать с местными артистами - Никола Меслейн и Метью Руссо становятся басистом и ударником группы. Новый альбом Bohème De Cristal с Джастином Адамсом выходит в 2000-м.
Все это время происходят бесконечные поездки по всему миру. А у Lo’Jo рождается идея организации фестиваля прямо в сердце Сахары. "Фестиваль в Пустыне" состоялся впервые в 2001 году, на северо-востоке Мали. Проблемы при его организации были грандиозными, но успех и визит премьер-министра Мали заставил забыть про них.
Новый альбом Lune des Siens, третий на EMMA, стал самым успешным. Его выпустили в США и Европе под названием Au Cabaret Sauvage. Английская газета The Independent назвала Lo’Jo "одной их лучших концертных групп в мире", а Billboard включил Au Cabaret Sauvage в лучшие альбомы 2002 года.
Только что Lo’Jo вернулись во Францию из Тимбукту, где проходил второй "Фестиваль в Пустыне". И теперь с нетерпением ждут первого своего визита в Россию.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру