Более трех десятков домов придется расселить, а две тысяч гаражей – снести для строительства КАД. Такие цифры озвучил сегодня директор Государственного учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург» (ГУ ДСТО «Санкт-Петербург») Егор Тратников. На пресс-конференции в Международном пресс-центре он рассказывал о постройке самого масштабного из последних петербургских проектов – кольцевой автодороге.
Вокруг строительства КАД с самого начала было много вопросов и скандалов. То говорили о перерасходе средств, то о возможных махинациях с выделенными на строительство деньгами, то негодовали жильцы домов, расположенных близко к зоне будущей дороги.
По словам Егора Тратникова, в период 2000-2002 года (плюс два месяца 2003) на строительство дороги было израсходовано порядка 11 миллиардов рублей из средств, выделенных федеральным бюджетом. Средства освоены в полном объеме, возвратов в бюджет не было. Планируется, что городские магистрали с КАД будут соединены 11-ю развязками (вместо изначально запланированных 14-ти). По словам Егора Тратникова, самая сложная для строительства КАД зона – левый берег Невы и проспект Обуховской обороны: там почти нет места для дороги, сплошной жилмассив.
К юбилею города - 27 мая, по словам Егора Тратникова, откроется рабочее движение на участке КАД между проспектами Культуры и Энгельса, на участке протяженностью 2,7 км. Двумя месяцами раньше, к первому апреля для ведения строительства планируется передать участок дороги «Россия», идущий в районе поселка Шушары. Уже введен в эксплуатацию участок протяженностью 33 км от населенного пункта Горская до временного съезда на проспекте Культуры. Продолжается строительства 600-метрового туннеля в районе Мурина (стоимость работ здесь составляет порядка 1 миллиарда 200 миллионов рублей).
Лимитами бюджетных обязательств 2003 года предусмотрено финансирование строительства КАД из федерального бюджета в размере 6000 миллиардов рублей, из средств займа Европейского банка реконструкции и развития (ориентировочно) – 2500 миллиарда рублей.
По словам Егора Тратникова, от Европейского банка реконструкции и развития должно поступить два транша. Транши совокупные: их берут на строительство КАД и дороги Чита-Хабаровск. Из первого займа на строительство КАД предполагается потратить 150 миллионов долларов США, из второго – 230 миллонов долларов.
Как сообщил Тратников, в настоящее время рассматривается вопрос о возможности выделения третьего транша. Предположительно, его объем составит порядка 200 миллионов долларов, половина из которых пойдет на строительство кольцевой. Выделенные банком средства выдаются на 15 лет, первые три года проценты взиматься не будут. В дальнейшем резервы для погашения кредитов будет изыскивать Минфин.
В настоящее время утверждена производственная программа на 2002-2005 гг. В соответствии с ней первая очередь КАД разбита на пусковые комплексы – их насчитывается восемь. В этом году планируется проведение повторных изыскательных работ по Западному полукольцу, строительство которого запланировано на 2005-й год.
По-прежнему больным остается вопрос о расселении горожан, живущих в непосредственной близости к зоне застройки КАД, а также сносе мешающих стройке гаражей. Всего в границах полосы и санитарно-защитных зон КАД находится 59 объектов жилищного фонда, которые находятся в Невском и Красногвардейском районах. Как сообщил Тратников, в этом году планируется расселить два жилых дома: NN 107 и 115 по Рябовскому шоссе (Красногвардейский район). Основной объем расселений придется на 2004-2005 годы.
В Невском районе работы по расселению предполагается провести в 2004 году: расселены будут 15 домов (в том числе одно общежитие), расположенных на Запорожской улице, пр. Обуховской обороны, 2-м Рабфаковском переулке и на улице Бабушкина. Всего расселению подлежат 1372 семьи (3549 человек). Для их полноценного размещения необходимо порядка 80 тысяч кв м жилой площади, на все работы потребуется 1,5 миллиарда рублей.
В 2005-м настанет очередь Красногвардейского района: здесь расселят 20 домов, которые находятся на Лесопарковой, Братской, Всеволожской, Ржевской, Челябинской улицах, а также на Рябовском шоссе. Расселению подлежат 232 семьи (546 человек). Для их расселения необходимо около 12 тысяч кв м жилья. Затраты по приблизительным подсчетам составят 115 миллионов рублей.
Кроме того, ряд домов, расположенных в Невском и Красногвардейском районах подлежит дополнительному остеклению. Это те дома, которые в зону расселения не вошли, но все же находятся довольно близко к КАД – всего их 18.Чтобы защитить жителей от шума, на окнах домов установят 3-х слойные стеклопакеты.
Известно, что представители Европейского банка реконструкции и развития ревностно следят за расходованием и употреблением средств, выделенных ими на строительство объектов. Поэтому на общественные слушания по поводу расселения, которые будут проведены в Красногвардейском районе, приедет представитель ЕБРР из Лондона.
Что касается гаражей, то для постройки КАД их должно быть снесено 2 тысячи. В частности, на этот год запланирован снос тысячи гаражей – расположенных на левобережье, в районе Мурина. Как сообщил заместитель директора ГУ ДСТО «Санкт-Петербург» Константин Рогатко, все гаражи прошли государственную оценку. Владельцам снесенных гаражей будет компенсирована их стоимость. Для тех, кто пожелал иметь гараж примерно в том же месте, где он стоял раньше, начато строительство новых железобетонных гаражей на территории тех же КАСов. Как заметил Егор Тратников, финансовые возможности на этот год позволяют решить эту проблему.
Проблемы с расселением, безусловно, еще будут. В частности из-за того, что постоянно растет стоимость жилья. Например, расчеты на 2001 год- примерно 360 долларов за кв м . Сейчас стоимость квадратного метра обойдется в круглую сумму в 440 долларов. Всего же, как было озвучено на пресс-конференции, на различные компенсационные расходы выделено 2228 миллиардов рублей. Львиная доля уйдет на расселение жилых домов, остальное – на переносы гаражей и т.п.
Как отметил Егор Тратников, поступает много заявок на строительство различных бизнес-центров и торговых комплексов в зоне КАД – сейчас таких обращений подано порядка 50-60-ти. На сегодняшний день решение принято только по одной заявке – строительству в районе Выборгской развязки торгового комплекса «Адамант».
Практически все нефтетрейдеры, действующие в нашем городе подали заявки на строительство АЗС в районе кольцевой. По этим заявкам, по словам Егора Тратникова, решения пока нет.
Строительство КАД, в первую очередь, ведется для того, чтобы с помощью дороги «разгрузить» Петербург – и особенно его центр – от большегрузных автомобилей. Однако специалисты считают, что без постройки в зоне КАД грузовых терминалов дорога разгрузит город всего примерно процентов на 20%, причем пользоваться ею будут в основном транзитные потоки. Напомним, что на некоторые предприятия груз просто не доставить, не проехав по Петербургу.
Оптимальное решение – построить терминалы, откуда грузы будут малыми партиями развозиться по предприятиям. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» заместитель директора ГУ ДСТО «Санкт-Петербург», Константин Рогатко, уже поступали обращения от инвесторов, которые хотели бы построить грузовые терминалы.Для этого в зоне КАД будут предусмотрены специальные площади, которые в основном будут расположены в районе развязки автодороги «Россия» и Московского шоссе.
Ольга Белова,
Фонтанка.ру