За два дня до весны юбилейного 2003 года депутаты ЗакСа СПб определились с теми, кто из них, избранных, будет отвечать за различные сферы нашей с вами жизни… Хотелось бы всех поименно назвать… Но лучше сначала о главном – отныне губернаторский беспредел петербуржцам не грозит.
Скоро останутся в прошлом: кучи мусора во дворах; соль, жрущая покрышки автомобилей и обувь самаритян; милиция, рвущая из карманов деньги и волочащая за уже пустые карманы в вытрезвитель; пенсионеры наедине с пенсией; коммуналки с соседями; сортиры без биде; дамба с потопами; КАД с пробками; «нахимовки» с педофилами; вузы с растратчиками; наш родной город с 300-летием... и жизнь с бессмертием... (список можно продолжить).
В общем, за дело улучшения нашей жизни взялась другая «бригада». Дело в том, что 26 февраля в Петербурге власть законодательная всерьез заявила о том, кто отныне правит бал в нашем городе, где раньше практически безраздельно хозяйствовала власть исполнительная. Именно в этот знаменательный для истории Питера день недавно избранное Законодательное собрание утвердило составы своих двух основополагающих комитетов. «Партия власти» («Единая Россия»), «правые» либералы (СПС и «Яблоко»), «левые» патриоты (КПРФ и НПСР) и «спортивно-фармацевтическая» Россия, наконец-то распределили между собой то, что, наверное, должно было им принадлежать по праву сильнейшего. То есть, всё!
Сухая статистика для тех, кто в первый раз читает про Законодательное собрание Санкт-Петербурга нового, третьего, созыва. Депутатов – 50, из которых один не в счет, поскольку года четыре сидит в тюрьме, но и оттуда умудрился стать вторично народным избранником культурной столицы. Команды две: одна - за губернатора Владимира Яковлева, другая - за полпреда Виктора Черкесова. Водораздел политический ясен – дать или не дать Яковлеву переизбраться на третий срок. Водораздел финансовый размыт – в Морском порту, в инсулине, в бензине, в бюджете, ну и т.д. Благо город – «окно в Европу».
Сухая история еще хуже. Сдуру придя выбирать Сергея Миронова представителем ЗакСа в Совет Федерации, «губернаторцы» заодно собрали кворум для избрания председателем Собрания Вадима Тюльпанова. После чего «полпредовский» спикер показал оппонентам всю полноту большевистско-чекистской «вертикали власти», отлучив их сразу, как минимум, от должностей своих замов. После чего три недели этой «вертикалью» пришлось «поправить» в отсутствие кворума, но «поправить» это отсутствие за те же три недели Тюльпанову также удалось. В итоге 19 февраля сторонникам губернатора под предводительством Юрия Рыдника пришлось на заседание явиться, чтобы выразить недоверие спикеру и попытаться проголосовать за «своих» в состав постоянных комиссий ЗакСа.
Отставка спикера, естественно, не удалась. А из принятого с распростертыми объятиями долгожданного кворума, после голосования по персональному составу комиссий, «меньшевики» выбрались разве что с возможностью сорвать работу комиссии по социальным вопросам (там их получилось четверо из десяти, а в остальных шести – от нуля до двух). Как уже писала «Фонтанка», сейчас сподвижники Рыдника просто срывать кворум на открытие заседания ЗакСа, где нужно присутствие 34-х сенаторов, уже, очевидно, не могут. Помимо того, что 34-35 штук депутатов в течение часа-двух в зале заседаний теперь итак набирается, на следующем или через одно заседание будет принято решение о снижении кворума до простого большинства в 26 избранников - для открытия еженедельного законотворческого процесса и для принятия законов в первых двух чтениях
Разгром членов так называемой «партии третьего срока» завершился до заседания 26 февраля - за ударную неделю работы демократически избранных комиссий. Именно оттуда, то бишь из семи комиссий, должны были поступить предложения по составлению двух комитетов ЗакСа – Бюджетно-финансового комитета (БФК) и Комитета по законодательству (КоЗа). Простым рейтинговым голосованием в комиссиях в эти комитеты не прошел никто из так называемой «губернаторской» коалиции. Правда, упомянутая выше комиссия по социальным вопросам никого не выдвинула, потому как первое заседание свое провести не сумела. Игорь Высоцкий, депутат с прерывистым стажем (уже являлся избранным с 1994 по 1998 год) и с непонятной партийной принадлежностью (то ли в «Единой России», то ли нет), сунулся было в комнату, где заседала комиссия, но быстро ретировался, насчитав, что с его личностью появится кворум в семь голов. Что шло вопреки принципу несогласия «единогородцев» с тем разгулом демократии большинства, что творится в ЗакСе. Хотя лично против Натальи Евдокимовой в лице главы этой комиссии даже «рыдниковцы» не возражают - но таковы уж условия политической тусовки, в которой они проиграли.
В общем, ни в БФК, ни в КоЗу не представлено пока ни одного человека из про-рыдниковских фракций. Жаль. Очень хотелось верить, что слухи о предварительных финансово-политических договоренностях между Вадимом Тюльпановым (полпредством) и «красно-либеро-правыми» так и останутся слухами. Теперь практически понятно, что БФК перейдет к промоутеру подвесной железной дороги и борцу с грибками-разрушителями питерских домов Владимиру Барканову, а КоЗа отойдет к Игорю Михайлову - первому «добровольно ушедшему» из меньшевистского лагеря Рыдника. «Первый» вице-спикер от СПС Юрий Гладков, наконец, дождался коллегу – Юрия Савельева, под которым, тем временем, в связи с ситуацией в недавно подчиненном ему «Военмехе», земля будет дрожать до партийных выборов в Госдуму, куда ему все доброжелатели давно рекомендуют податься
Если учесть, что «губернаторские» не только не получили главенства ни в одной из комиссий, но даже достойного в них представительства, то становится совсем грустно. На следующем заседании, вероятнее всего, председатели комиссий, как и вице-спикеры, будут утверждены большинством. Еще более или менее понятно, почему Михаил Амосов будет брошен на городское хозяйство, Аркадий Крамарев на привычные ему (и нам) правопорядок и законность, а Наталья Евдокимова на «социалку».
Но вот недолгий опыт работы Александра Редько в качестве председателя комитета по здравоохранению Администрации Петербурга вряд ли должен был вдохновить Тюльпанова на то, чтобы тот доверил Александру Алексеевичу руководство соответствующим комитетом ЗакСа. Хотя, после длительной борьбы депутата Редько с «Фармакором» за питерский рынок и потом с администрацией - за свободу, ему наверное, видней, как минимум, все недостатки обеспечения льготников бюджетными лекарствами. А если этот навык и пропал, то здесь ему может помочь финансово-фармацевтический опыт Дениса Волчека, на которого, не забудем, заведено уголовное дело и который в ближайшее время, очевидно, возглавит комиссию по промышленности, экономике и собственности. А если что-то с этими экономическими делами у господина Волчека в ранге депутата не пойдет, то и ему есть подмога – давнишний друг Константин Карольевич Яковлев, чей авторитет в этой области, говорят, отрицать не имеет смысла.
Несколько отдельно от столь либо профессиональных, либо столь известных в городе людей стоят еще два будущих председателя комиссий. То, что в комиссию по образованию, культуре и науке не попал Ватаняр Ягья – не так уж страшно. Он, в конце концов, там вроде бы и не состоял в предыдущем созыве. Как, впрочем, и известный петербургский писатель и многократный депутат Сергей Андреев. Который, наверное, поэтому данную комиссию и возглавит. Для того есть все причины: даже количество прозаических трудов Сергея Юрьевича (изданных) не поддается точному подсчету. Стоит только упомянуть оба бестселлера 2002 года, вышедших 3-тысячным тиражом каждый: цикл романтических новелл о совокуплении «История о вашей любви» и трактат-предостережение «Набат» (названия частей: «План уничтожения России» и «Сопротивление и победа»).
Последний 100%-ый кандидат от Тюльпанова в председатели комиссии – Алексей Тимофеев – будет, очевидно, руководить устройством государственной власти, местным самоуправлением и административным устройством. В прошлом созыве эта комиссия с трудом собирала членов на свои заседания и ни чем особым не прославилась. Разве что вот теперь все разрешит депутат, из 32 лет жизни которого, по официальной биографии, 20 годов он проработал в одной из аптек Красногвардейского района, а после первичного избрания в ЗакС в конце 2001 года вступил в партию пенсионеров, которая наверняка и поддержит теперь местное самоустройство вместе с государственной властью в Петербурге. Как это будет сделано, время покажет, пока же известно, что из всех кандидатов в депутаты Алексей Тимофеев потратил на избирательную кампанию больше всех рублей – 251.990.
Впрочем, несмотря на персоналии своего руководства, Законодательное собрание стало жить и плодиться органами. При этом уже принимаются законы! При упрощенном порядке составления кворума, законов этих будет все больше и больше. И «губернаторским» скоро можно будет особо не волноваться, есть они на работе или нет. Для истинных приверженцев Владимира Анатольевича теперь наступили времена: голосуй – что голо суй. В смысле, будет ли их депутатский ключ делать какие-либо движения в прорези для голосования законодателей или вне ее – разницы никакой.
Павел Тимофеев,
Фонтанка.ру
P.S. Наверное, демократия (власть народа) означает, что большинство населения, так или иначе участвующее в выборном процессе, определяет, как живут и будут жить далее все (в том числе и они сами). Потому несколько цифр:
26.03.99. На выборы президента РФ пришли 59.5% от желающих
14.05.99. На выборы губернатора СПб пришли 47.7% от возможного
08.12.02. На выборы ЗакСа Петербурга пришли 29% от нужного
А может быть, на самом деле, демократия (власть народа) означает, что большинство населения, так или иначе участвующее в выборном процессе, определяет, как живут и будут жить далее они сами (заодно - и все остальные)?
P.P.S: На XXX.12.03. – назначены выборы в Госдуму РФ. Где-то через полгода после этого и президента нового демократически изберем.