В четверг в Мариинском театре состоится громкая премьера: в рамках Третьего Международного фестиваля балета «Мариинский» будет представлен балет «Принцесса Пирлипат или Наказанное благородство». Это событие обещает стать одной из главных сенсаций фестиваля. Сегодня, 26 февраля, один из создателей балета – известный скульптор и художник Михаил Шемякин – ответил на вопросы журналистов о грядущей премьере.
Об этом балете начали говорить и писать задолго до дня премьеры. Еще бы: музыку к произведению писал Сергей Слонимский, либретто, декорации костюмы и постановка – Михаила Шемякина, хореография – Кирилла Симонова. В свое время балет «Щелкунчик», в создании которого участвовал Шемякин, вызвал у публики и критиков настоящий шок. Теперь за рубежом, например, во Франции, хореографию «Щелкунчика» (хореограф все тот же Кирилл Симонов) называют блестящей, а французы, желая увидеть балет, даже специально переписали часть декораций. Оказалось, что сцена в театре «Шатле», где шел балет, меньше по размеру. Видимо, все традиционные декорации на ней не поместились.
Но вернемся к завтрашней премьере. В основе либретто произведения лежит история о принцессе Пирлипат и превращении племянника одного из героев сказки Гофмана Дроссельмейра собственно в Щелкунчика. Эта история – «сказка в сказке» - была включена в произведение Гофмана. Суть ее вкратце такова: у одного короля (обожающего колбасу с салом) рождается красавица-дочь. По этому случаю затевается пир с колбасой, но уже во время пиршества выясняется, что все сало из колбас поели мыши. Разъяренный король приказывает истребить всех мышей. В отместку мышиная королева проклинает малютку-принцессу, и та становится уродиной. Излечить ее может только ядрышко ореха Кракатук – самого твердого ореха на свете. Причем орех должен разгрызть молодой человек и поднести ядрышко принцессе. Орех находится, храбрец тоже. Но в самый кульминационный момент излечения добрый молодец (а он, кстати, потенциальный жених принцессы), наступает на ту самую мышиную королеву, чем убивает ее наповал. Помирая, злобная мышь успевает проклясть своего убийцу – и тот становится Щелкунчиком. Принцесса с ужасом отказывается от уродца. Занавес.
Строго говоря, обращение Шемякина к этому сюжету – не первое. Как сообщил сам мэтр, еще в 30-е годы попытку воссоздать полный сюжет сказки Гофмана сделал хореограф Лопухин. Музыку к балету было предложено написать Дмитрию Шостаковичу. Однако в то самое время пресса клеймила Шостаковича за его работу над балетами «Болт» и «Светлый ручей», поэтому композитор зарекся больше не связываться с балетной музыкой.
Спустя более полувека, в начале 90-х, американский авангардный хореограф Марк Морис поставил балет «Крепкий орешек» - на музыку «Щелкунчика» Чайковского. Начало второго акта он посвятил сюжету о неблагодарной принцессе. Как рассказал Шемякин, действие этого балета было перенесено в наши дни, гости на празднике пили кока-колу и виски, сестру Машеньки (главной героини) пытались изнасиловать прямо под елкой, Щелкунчик красовался в маске вратаря, а неблагодарная принцесса в итоге превращалась в свинью. Но в целом Шемякин оценил работу Мориса как весьма остроумную.
Правда, как отметил мэтр, втиснуть историю о принцессе Пирлипат и племяннике Дроссельмейера в традиционный балет «Щелкунчик» очень трудно. Поэтому он обратился к петербургскому композитору Сергею Слонимскому с просьбой написать музыку к балету. Композитор блестяще справился с задачей.
Как рассказал Шемякин, при работе над балетом было решено не делать стилизацию музыки Чайковского, а внести что-то новое. Например, в те моменты, когда на сцене появится мышиная королева, вводится даже электронная музыка. В лирические же моменты звучат мелодии, вызывающие в памяти романтическую музыку Чайковского.
По словам Шемякина, персонажей в новом балете больше, чем в Щелкунчике. Зрителей также ждет очень много сюрпризов и спецэффектов. Кроме того, балет довольно сложен по танцам. Например, в постановке Кирилла Симонова есть танец, который исполняется участниками на одной ноге. По сюжету, когда у короля рождается дочь, он от радости скачет на одной ножке – и все придворные вместе с ним.
Пока одноактный балет «Принцесса Пирлипат или Наказанное благородство» - своеобразный пролог к «Щелкунчику». Однако Михаил Шемякин надеется, что потом, когда буду улажены все юридические формальности, постановка сможет идти как самостоятельный балет. Кстати, как сообщил скульптор, балет уже приглашен во Францию: французы видели фрагменты декораций к постановке и пригласили «Принцессу..» в 2005-м году в театр «Шатле».
Ольга Белова,
Фонтанка.ру