300-летию Петербурга посвящено много разных событий. Среди них выделяется кругосветное путешествие на яхте «Самба-2». Обогнув земной шар, судно должно было вернуться в родной порт уже в 2004 году. В каждом порту экипаж яхты собирались устраивать выставки, пропагандируя 300-летие Петербурга.
Лишь сейчас стало известно, что блестящий план, на который возлагали большие надежды, лопнул. И, как считает газета «Смена», в связи с этим может разгореться нешуточный скандал на старый мотив «Где деньги?».
Путешествие посвящалось не только юбилею города, но и двухсотлетию кругосветного плавания Крузенштерна. В 1999 году на базе яхт-клуба Балтийского морского пароходства началось строительство небольшого парусника. Общая стоимость судна составила 100 тысяч долларов. Деньги были спонсорскими.
За 2 года яхта "Самба-2" должна была пройти по Балтике, Атлантическому океану, через Панамский канал попасть в Тихий океан, посетив Америку, попасть к берегам Австралии и Индонезии, через Суэцкий канал пройти в Средиземное море, а затем, обогнув Европу, вернуться назад, в Петербург 1 сентября 2004 года.
По сути, двухмачтовая шхуна должна была стать передвижным русским центром, где были бы развернуты выставки об исторической, культурной и деловой жизни Петербурга. Материалы для экспозиций охотно предоставили известнейшие музеи города - Русский музей, Эрмитаж, Екатерининский дворец, Музей истории религии и целый ряд других учреждений. В каждом городе на пути яхты проводились бы пресс-конференции, посвященные истории города на Неве и его современной жизни.
За организацию такой объемной программы в то время взялись Институт проблем регионального развития и Фонд возрождения Императорского морского невского яхт-клуба. Конкретно же возглавлял проект Валентин Черкесов, оперативное руководство на месте осуществлял Владимир Филозопов.
Из Санкт-Петербурга "Самба-2" стартовала 2 июля 2002 года. Уже в Дании на яхте полетел движок. Поломку устранили, однако она оказалась не последней. Потом мотор отказал окончательно, и судно могло надеяться только на свои паруса.
По идее помочь всем бедам моряков могла не такая уж и большая денежная сумма. Тут-то и оказалось, что денег даже на эти цели, не говоря уже о выплатах морякам и их семьям, нет. В результате "Самба-2" оказалась на Канарских островах, где находится до настоящего времени. По одному в Россию были доставлены все члены экипажа. На "Самбе-2" остался капитан Сергей Афонин.
Но куда пропали деньги? Оказывается, как сообщил руководитель экспедиции Владимир Филозопов, за неделю до отплытия Фонд возрождения Императорского морского невского яхт-клуба, руководимый Валентином Васильевичем Черкесовым, забрал все деньги, предназначенные для проведения кругосветного путешествия. В результате денег не хватало не только на продолжение экспедиции, но и на возвращение членов экипажа на родину.
«Смена» сообщает, что Фонд недавно сменил адрес, телефоны и перестал поддерживать свой сайт. Однако Валентин Черкесов все-таки нашелся и рассказал, как все было с его точки зрения. По его словам, деньги на проведение кругосветной экспедиции выделялись, что называется, в двух частях.
Первая практически полностью была потрачена на строительство яхты "Самба-2", ее снаряжение, рекламную деятельность и подготовку пребывания в зарубежных портах. При выходе яхты из Санкт-Петербурга на банковские карточки Афонина и Филозопова было перечислено по 2 тысячи долларов США. А затем спонсоры прекратили переводить деньги. Теперь денег в Фонде нет, и обнаружить их не смогла даже налоговая инспекция, которая недавно устроила проверку.
Как сообщает Черкесов, судьба экспедиции должна решиться предположительно в середине февраля этого года. Если найдутся средства, она будет продолжена по первоначальному плану либо яхта вернется назад, обогнув Европу".