Работа горнопроходческого комплекса «Виктория» в зоне «размыв» Кировско-Выборгской линии петербургского метрополитена, по предварительным оценкам, будет возобновлена как минимум через 4 месяца. Как сообщил заместитель начальника по горному надзору и охране недр Управления Северо-Западного округа Госгортехнадзора РФ Александр Цакоев, к такому выводу пришли специалисты, которые изучили съемочный материал, сделанный в забое французскими водолазами 12 и 13 ноября 2002 года.
Как передает «Деловой Петербург», столь значительная по срокам остановка по проходке обходных туннелей связана с тем, что необходимо починить поврежденные детали режущего органа горнопроходческого комплекса. «По предварительным оценкам, повреждено до 50% режущих элементов, — отметил Цакоев. — А комплекс, по имеющейся у меня информации, старый, и режущие элементы для него уже не делают».
Александр Цакоев отказался официально сообщить о причинах, приведших к разрушению режущих элементов щита, сославшись на то, что не имеет на это полномочий. Представитель Госгортехнадзора подчеркнул, что официально о причинах сбоя работ и прогнозах их возобновления будет заявлено в середине следующей недели во время визита в Санкт-Петербург председателя Госстроя РФ Николая Кошмана.
Напомним, что во время предыдущего визита Николай Кошман положительно оценивал все увиденное им на Размыве. Спуск Кошмана на место событий произошел за несколько дней до полной остановки щита. Он тогда отметил, что «сбоев в строительстве метро нет». «Итальянская компания Impregilo, которая работает на этом участке, применяет уникальные технологии, что позволяет каждый месяц качественно проходить 200 погонных метров», — подчеркнул Кошман.
Председатель Госстроя также сообщил, что в середине декабря во время рабочей поездки в Санкт-Петербург и Ленинградскую область он намерен спуститься в метро и лично понаблюдать за ходом работ.
По мнению Александра Цакоева, на остановку комплекса не могли повлиять валуны в породе. «Конструкция щита такова, что он может работать даже в скальных грунтах, а не в мягких как у нас, —сказал он. — Я думаю, что не последним фактором разрушения режущего органа могла стать физическая старость щита, ведь он поступил сюда в весьма «надорванном» состоянии».
Александр Цакоев также сообщил, что в ближайшее время водолазы-французы приступят к дальнейшей работе в забое — они проведут детальную очистку рабочего органа. После этого специалисты определят, сколько разрушено горизонтальных скалывателей («шарошек») комплекса, и сделают более детальные выводы о характере разрушений. «Лишь затем можно будет сделать окончательные выводы относительно случившегося, а также о возможности замены режущих элементов и, следовательно, о том, когда будет возобновлена проходка», — подчеркнул Цакоев. По его словам, на сроки проведения восстановительных работ может повлиять то, что комплекс остановился в зоне влияния канализационного коллектора. «Если бы комплекс прошел бы еще 10 метров, и ушел из зоны влияния коллектора, можно было бы снизить давление в забое с 5 до 2-3 атмосфер. Ведь при давлении в 5 атмосфер специалисты могут работать в забое не более часа», — сказал Цакоев.
Как сообщалось ранее, специалисты итало-шведского концерна Impregilo NCC остановили работу горнопроходческого комплекса, работающего по прокладке обходных тоннелей в зоне «размыв» между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» петербургского метрополитена, 29 ноября 2002 года. По данным ОАО «Метрострой», работы были приостановлены в связи в вероятным выходом из строя режущего органа горнопроходческого комплекса. За год горнопроходческий щит прошел около 325 метров обходного тоннеля. Напомним также, что проходка обходного туннеля в петербургском метро уже останавливалась по распоряжению Госгортехнадзора в апреле 2002 года из-за нарушения гидроизоляции тоннеля. Вслед за этим специалисты «Импреджило» внесли изменения в конструкцию щита, и Госгортехнадзор разрешил провести испытания работы проходческого комплекса. Работы в зоне «размыв» были возобновлены в октябре 2002 года после того, как Госгортехнадзор выписал разрешение.
Однако сейчас говорить о том, что этот участок метро будет восстановлен в следующем году, пока не стоит. Уж скольк раз твердили миру, что ее немного – и все будет хорошо. А тем временем со дня аварии прошло семь лет. На днях мы как раз отмечали очередную годовщину закрытия туннеля.
Фонтанка.ру