26 ноября состоялось торжественное открытие участка Кольцевой автодороги, соединяющего Выборгское шоссе и проспект Энгельса. Что говорить, сдача в эксплуатацию каждого участка обходной магистрали – действительно важное для всех горожан событие. Но почему-то все наши «бочки меда» сдобрены «ложками дегтя». Так вышло и на этот раз.
Во-первых, во время торжественных речей, предшествовавших традиционному разрезанию ленточки, никто почему-то не вспомнил, что сдаваемый в эксплуатацию участок дороги пока не принят госкомиссией.
Во-вторых, выяснилось, что за кулисами праздничного мероприятия разгорелся нешуточный скандал. Из-за незаконной и абсолютно, как оказалось, бессмысленной вырубки леса около полумиллиарда рублей (двадцатая часть годового бюджета строительства Кольцевой) уйдут в ближайшее время на погашение штрафных санкций, а вовсе не на строительство. Как такое могло произойти?
В один далеко не прекрасный день директора нескольких лесных хозяйств Всеволожского района обнаружили, что на 70 гектарах лесного фонда вырублено около 14 тысяч кубометров древесины.
В Цвелодубовском лесничестве бригада лесорубов была обнаружена, можно сказать, на месте преступления. Работы велись мощной техникой, скоростными темпами. Ни разрешительных документов, ни паспортов у рабочих не было. Вся бригада, как признались они сами, гастарбайтеры с Украины. Едва на месте происшествия появились представители управления ГУ «Ленсельхозлес» и дирекции лесхоза, подъехали и начальники лесорубов. Они-то и прояснили ситуацию, объяснив, что заказчик вырубки – Дирекция по строительству транспортного обхода.
Между прочим, кубометр лиственной древесины стоил год назад 240 рублей, хвойной – около 700 рублей. Всего было вырублено более 14 тысяч кубометров древесины. Соответственно, ее рыночная стоимость может колебаться между 3,5 миллиона рублей и 10 миллионами.
Пострадавшие – Охтинский учебно-опытный лесхоз Государственной лесотехнической академии, Всеволожский парклесхоз и Выборгский сельский лесхоз – обратились в суды в связи с незаконной вырубкой лесов. Сумма исков, которые уже предъявлены или могут быть предъявлены в ближайшем будущем, по оценкам специалистов, приближается к полумиллиарду рублей (одна двадцатая часть годового бюджета строительства всей Кольцевой).
Здешние леса обычно называют зеленым поясом Петербурга. Именно они дают возможность жителям Веселого Поселка, Ржевки и Охты не задохнуться в выхлопных газах. Но прежде чем любое дерево станет поставщиком кислорода, ему надо расти как минимум шестьдесят лет. Именно поэтому производить вырубку лесов первой группы можно, только имея на руках постановление правительства Российской Федерации. Исключений в таких случаях не делается ни для кого.
Законным путем должна была решать проблемы и Дирекция транспортного обхода. Однако дорожники вырубили лес без разрешительных документов. А лесников позже упрекали в том, что не уследили за вверенным им хозяйством.
Заместитель начальника управления «Леноблсельхозлес» Федор Васильевич Качанов сказал в интервью газете «Ваш Тайный Советник», что лесников мало, потому что работа тяжелая и платят мало. За каждой делянкой не уследить.
Как рассказывают информированные источники, вырубке предшествовали многочисленные совещания в администрации Всеволожского района и правительстве Ленинградской области. Вице-губернатор Александр Брахно будто бы пообещал Тратникову, что Сердюков даст согласие на вырубку лесов. Но время шло, а разрешения не было. Говорят, когда Брахно представил бумаги Сердюкову, тот потребовал резолюцию первого вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, узнав же, что ее нет, заявил, что в криминал не ввязывается.
Достоверно известно одно: руководителям ГП «Тосненское ДРСУ», ЗАО «БИК-Гатчина», «Дорстройпроект», «Балтийская строительная компания» были разосланы письма, в которых черным по белому написано: «В соответствии с достигнутой договоренностью разрешаю производство работ по рубке леса в границах ваших лотов». Поставив подпись под этими письмами, Тратников взял ответственность за вырубку лесов на себя.
Однако, когда дело запахло жареным, Дирекция обхода предпочла не афишировать свою причастность к незаконным вырубкам. Например, только оперативность, с которой представители управления ГУ «Ленсельхозлес» появились на месте вырубки, помогла им в дальнейших судебных разбирательствах с дорожниками. Поначалу Дирекция обхода пыталась перевести стрелки на подрядчиков – Тосненское ДРСУ, но представители Выборгского сельского лесхоза смогли предъявить иск к непосредственным заказчикам рубки леса и выиграли его. Дорожникам придется выплатить по этому иску более 36 миллионов рублей.
А вот Всеволожскому парклесхозу повезло меньше. Когда 15 августа лесничий обнаружил, что на территории почти в 12 гектаров вырублены леса (сюжет о незаконной вырубке в санитарной зоне Петербурга прошел даже в местных выпусках НТВ), дело было уже сделано.
Есть еще третий пострадавший – Охтинский учебно-опытный лесхоз, принадлежащий Лесотехнической академии. У них леса вырублены на гораздо большей территории – 10 880 кубометров на 48 гектарах.
У лесников есть весомая причина отстаивать свою правоту. Половина начисленных Дирекции КАД штрафов попадет в бюджет Ленинградской области, а оттуда прямой статьей на восстановление лесов. Здесь любые комментарии излишни. Наши леса нещадно вырубаются, должен же кто-то их восстанавливать.
Но главный вопрос в этой истории другой. Зачем дорожники вырубили лес раньше времени, навлекая на себя справедливый гнев хозяев и многомиллионные штрафные санкции? Ведь довольно долго никакие работы на просеках не велись. А на территории Выборгского лесхоза до сих пор звенит тишина.
Думается, разгадка где-то близко. Если французы говорят «ищите женщину», в России все упирается в деньги. Есть версия, что в тот момент началось финансирование, и поскольку оно шло не целевыми направлениями, а общим потоком, необходимо было во что-то эти деньги вложить. Участки дороги под номерами 4 и 4А оказались самыми удобными: здесь нет жилых домов, не нужно расселять людей, да и быстро вырубить лес – не проблема.
Руководители Дирекции КАДа, очевидно, не рассчитывали, что лесники проявят такую принципиальность. Хотя маловероятно, что господин Тратников был не в курсе того, какие штрафные санкции полагаются в случае незаконной вырубки леса первой группы. Для сравнения скажем, что при законном оформлении вырубка 1 311 кубометров древесины на 9,5 гектара Выборгского сельского лесхоза обошлась бы Дирекции примерно в 260 тысяч рублей. А ущерб, который дороге придется погасить, составит 36 миллионов рублей. Почувствуйте, как говорится, разницу.
Наверное, была у Тратникова «уважительная» причина для того, чтобы нанести бюджету возглавляемого им проекта столь внушительный ущерб. Поговаривают, что мощной силой здесь выступили подрядчики, которые были заинтересованы в безостановочной работе.
Вопросов много, а искать ответы на них должны и правоохранительные органы. Зачем понадобилось срочно вырубать лес в тех местах, где в то время и речи не шло о срочном строительстве? Кому это было выгодно, и почему интересы этого кого-то оказались важнее законодательства и здравого смысла? И – кстати, о птичках – куда делся вырубленный лес, и в чьих карманах осели деньги, вырученные за его продажу?
Да и вообще оснований для размышлений гораздо больше, чем поводов для праздников. С вертолета Кольцевая напоминает сильно прерывистый пунктир. С помпой сданный в начале года участок Горская - Парголово в течение нескольких месяцев был закрыт. Как утверждают очевидцы, во многих местах ездить по нему невозможно. Кое-где асфальт отваливается пластами, на других участках пошел волнами, и при мало-мальском повышении скорости машина на дороге начинает подскакивать. Можно предположить, что асфальт сделан с нарушениями технологии и уже сегодня, после полугода эксплуатации, требует ремонта.
Ольга Рогозина, Константин Шмелев
«Ваш тайный советник»,
N 23, 2 декабря 2002 года