Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus ПЕРЧАТКА АЛЕКСАНДРА ДОМОГАРОВА

ПЕРЧАТКА АЛЕКСАНДРА ДОМОГАРОВА

535

Недавно петербуржцы смогли увидеть нашумевшую постановку театра имени Моссовета «Сирано де Бержерак». «Сирано» чуть меньше года (премьера состоялась в декабре 2001), то есть спектакль уже обкатан, но еще не заигран.

Пьеса Ростана – одна из самых известных и любимых и зрителями и актерами. Автор определил ее, как героическую комедию, но так уж вышло, что большинство постановщиков видали в «Сирано» какую-то одну ипостась. Кто-то делал упор на героизм и романтику, кто-то на юмор, порой доходя в этом до откровенной пошлости. Моссоветовцы же подошли достаточно близко к определению Ростана, не отказавшись ни от смеха, ни от высокой трагедии.

У автора в центре интриги четыре персонажа, каждый из которых неповторим и незаменим. Это даже не любовный треугольник, оказывающийся прямой, связавшей два сердца, как часто пытаются играть, а квадрат: трое ярких и сильных мужчин и одна женщина. Но Ростан Ростаном, а театр театром. Те, кто видел спектакль театра Моссовета, в один голос утверждают, что все держится на Александре Домогарове, который, видимо по привычке («Нижинский», «Огнем и мечом») в очередной раз переигрывает партнеров по всем азимутам. Возможно, потому, что не жалеет ни своего героя ни себя и при этом не боится показаться смешным, некрасивым и даже не всегда благородным.

Сирано в исполнении Домогарова не бесплотный герой без страха и упрека, а земной человек. В нем уживается жестокость и благородство, цинизм и романтичность, мнительность и гордость. И еще он Поэт и он умеет любить.

«Божественное и дьявольское» в спектакле словно бы воплощены в черной перчатке на руке героя. Единственной (вторая давным-давно отправилась в лицо какому-то мерзавцу). Черная рука со шпагой, белая, ничем не защищенная рука поэта и философа, это производит очень сильное впечатление, особенно, в финальной сцене.

Если говорить о домогаровском Сирано, то не знаешь, что он делает лучше: фехтует или читает стихи. Очень жаль, что текст, собранный из двух переводов (Щепкиной-Куперник и Соловьева), порой обрывается чуть ли не на полуслове, да и стыковка двух вариантов сделана не слишком аккуратно. Очень хочется, чтобы актер как-нибудь собрался с силами и записал финальный монолог Сирано в полном варианте хотя бы на аудио, оно того стоит.

К Домогарову можно предъявить лишь две претензии: нелепый парик, позволяющий видеть лишь знаменитый нос и то, что, стремительно передвигаясь по сцене, он в паре мест жертвует словом ради движения (дуэль в «Бургундском отеле» и эпизод с де Гишем, которому Сирано морочит голову, не пуская к Роксане). Впрочем, возможно, все дело в малознакомом зале, который больше моссоветовского и не отличается хорошей акустикой.

Что можно сказать о других героях? Роксана-Кабо очень красива и эффектно и весьма смело одета. Может быть, несколько смелей, чем требует роль, ведь Роксана, все-таки, не куртизанка. Но сцены в Аррасе и в монастыре искупают все.

Кристиан-Щербина так же красив, особенно в некоторых позах. Так и кажется, что актер вслед за котом Бегемотом восклицает «обратите внимание на мой профиль в лунном свете» (профиль и вправду хорош). Сергей Виноградов усиленно лепит из графа де Гиша пошлого опереточного злодея, столь недалекого и нелепого, что непонятно, как великий Ришелье позволил такому жениться на своей племяннице. Сам актер по слухам видит в своем герое вариант Мальволио, отдавая всю романтику на откуп Сирано-Домогарова. Может, оно и так, но тот герой настолько ярок, что ему подобная игра в поддавки не нужна, напротив, хотелось бы, чтобы соперники неистового гасконца были ему подстать.

Очень хороши роли второго плана, особенно поэт-кондитер-меценат-неудачник Рагно и капитан гвардейцев Карбон. Трудно сохранить спокойствие, когда гасконцы уходят в свой последней бой по лестнице, ведущей то ли в небытие, то ли в Вечность. Потрясает и последняя сцена Сирано. Увы, смерть всегда приходит не вовремя, не давая додумать, дописать, долюбить, дожить. Так и Сирано – поэт, философ и бретер, схватившийся с судьбой и проигравший. Или, все-таки выигравший?

Недостатки в спектакле, конечно, тоже имеются, но где и у кого их нет? Как известно, если у женщины в один голос хвалят глаза или волосы, то все остальное никуда не годится, а если в постановке перечисляют прорву недостатков, а народ вали валом, то спектакль состоялся. Московская пресса встретила «Сирано» холодно, публика горячо. Перед питерскими гастролями актеры чувствовали некоторую неуверенность, но сомнения оказались излишними: успех, особенно во второй день был несомненным. Славящийся своей разборчивостью, чтобы ни сказать капризами Петербург «Сирано» принял.

Вера Камша

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях