19 ноября в новом театре "Синтез" прошел первый и единственный в этом году концерт иркутского "поющего поэта" Олега Медведева. Хорошо известные по интернет-записям песни многие почитатели Медведева впервые услышали "вживую".
Вы когда-нибудь попадали в такую затертую ситуацию: встречаетесь вы с человеком, которого давно и хорошо знаете по его творчеству, и понимаете с ужасом: «Да он же не такой!». Я всегда считала, что это может случиться только в старом анекдоте, но никак не со мной.
Кисло, парень, дело не в тебе ли самом?
Жизнь тяжела, как борец сумо...
И вот – пожалуйста. Шла на концерт Олега Медведева, ожидая увидеть типичного филолога и музыканта. А кто еще, по-вашему, может сочинять такие песни, от которых я получаю удовольствие в тройном размере? Во-первых, как любитель хорошей музыки – мелодии Медведева под это определение вполне подходят. Во-вторых, как ценитель изысканной поэзии. Рифмы «вброд – серебро» к избитым штампам не относятся. А в-третьих, как человек. У этих песен такое обаяние, что однажды, года два тому назад, в них влюбившись, я так до сих пор и не остыла.
Девять грамм любви с хрустом между бровей,
Слышишь, не зови меня, не пой, соловей,
Мне все равно не хватит силы, чтоб платить эту дань.
Ну и представляла себе, соответственно, их автора каким-то – воздушным, неземным, эльфом этаким. А на сцене сидит крепкий сибирский мужик с лицом доброго шоферюги и бывшего десантника. И поет. И вот на втором куплете я понимаю, что это он. Потому что у этого самого мужика обаяние прет со сцены до конца зрительного зала и стенки прошибает.
Дождь, дождь - от края до края,
Самого края мертвых полей.
Кругом один дождь - ни ада, ни рая...
Раз такое дело - водки налей.
Но это все эмоции. А вот вам факты. Известный в узких кругах «поющий поэт» из Иркутска Олег Медведев вчера дал единственный сольный концерт в Петербурге. Пел он много, разного и все больше знакомого. Даже то, что я еще не слышала, слышали остальные слушатели – все старательно, но очень тихо, одними губами, подпевали.
Их рок-н-ролл давно издох к такой-то матери,
Лежит в канаве и на части разлагается.
Вопил: "Мы вместе!", все по кайфу, мол, и на тебе -
Он даже сдохнуть не сумел как полагается.
По заказу пел много, но не всегда охотно. Почему-то те песни, который больше всего требовал зал, Медведев не то, чтобы не любит, но... «Забыл. Постараюсь вспомнить поскорее, но сейчас – закосячу». Со зрителями, кстати, Олег общался с некоторым едва заметным смущением (если оно мне не померещилось). Петь у него получается явно лучше, чем говорить со зрителями. Да это и хорошо, наверное.
Я выхожу на связь, и звезды -
Как незабудки на мокасине,
А слева по борту рай, справа по борту рай,
Прямо по ходу рай.
Один концерт в год – это много или мало? С одной стороны – кошмарно мало, хочется приходить еще и слушать, слушать... А с другой стороны – даже и хорошо, что чуда много не бывает. Иначе это уже не было бы сказкой. Сайонара, журавушка, прилетай к нам снова.
Разбуди меня, бабочка - четыре крыла,
Да по всем углам развесь свои миражи,
Подожди меня, лодочка - четыре весла,
Я дойду к тебе, потому, что я жив.
Олег Медведев родился 31 января 1966 года в Иркутске. Некоторое время жил в геологической партии с родителями. Окончил иркутский политехнический институт по специальности «инженер-строитель». Служил в Монголии артиллеристом. Стихи начал писать еще в школе. К бардам он себя не причисляет и, по мнению Андрея Земскова, написавшего статью о Медведеве, находится на границе между бардовской песней, русским роком и чистой поэзией.
Из серых осенних ниток,
Из Трафальгарской гари
Я сочинил Форнита
И поселил в гитаре.
Сергей Шмидт в предисловии к сборнику песен Олега Медведева «Вальс Гемоглобин», сообщает, что творческая биография Олега Медведева была до недавнего времени отмечена почти полным отсутствием «толпы». Да и сейчас это заметно – на концерте, о котором сообщали хоть и «своим», но довольно широко, народу было не так уж и много. Никакой широкой рекламы у творчества Медведева нет и, наверное, пока не будет. Записи его распространяют по Сети или дают переписать с винчестера на винчестер. Такое «творчество для своих». Правда, география «своих» впечатляет – от Москвы, до самых до окраин.
Чокнутый местный бог щурится "Аз воздам" -
Памперсы всем, кто плох, "Вискаса" всем котам,
Всем, кто живой еще - строку на непопсовом наречии.
По мнению Шмидта, «песням Медведева пока не находится места в господствующей "тарифной сетке" культуры, в том числе и потому, что они гораздо радикальнее современного русского рока и несомненно поэтичнее современной авторской песни, а это значит, что им заочно принадлежит иное, недоступное до поры нашему пониманию будущее». И до наступления этого светлого будущего широкой популярности поэту можно не ждать. Да и, с моей точки зрения, не гоняется он за славой.
Моя прогулка стала ходкою в крысиный тыл,
Я незаконною фигурою вступил в игру.
Огонек поманил меня из темноты,
Я докурил и сделал шаг за меловый круг.
Я не вполне согласна, что главное в песнях Медведева – это противостояние миров и даже их война. Скорее, с моей точки зрения, его песни – это сказка, которая «никогда не кончится». И пусть эта сказка грустная или даже злая, но все равно – она лучше реальности, где
Дождь, дождь, лужи на асфальте,
Черные колеса - серая вода...
Во интервью Медведев подчеркивает, что все его «крутые» герои не имеют ничего общего с ним самим. «Я человек тихий, домосед, в поездах езжу редко. И вообще эти крутые персонажи, которые у меня мелькают - это не обо мне», - говорит он. Может, лукавит? Скромность украшает поэта, но тут надо все-таки заметить, что впечатление от автора противоречит его словам. Мир он, может, и не спасет, но уж конечно, его песни сделают мир добрее и чище. Извините за пафос, волнуюсь я.
А дальше - только небо, и все.
Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру
В статье использованы цитаты из песен, прозвучавших на концерте.