В Санкт-Петербурге в ноябре пройдут Дни литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса. Как сообщили в пресс-службе губернатора Северной столицы, акция начнется 24 ноября в 15 часов концертом симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, который будет посвящен 90-летию исполнения симфонической поэмы Чюрлениса «В лесу». В Большом зале Филармонии развернется выставка «Чюрленис. Сотворение мира, света и гармонии».
25 ноября в 13 часов состоится открытие мемориальной доски возле дома, в котором жил (в 1908-1909 гг.) художник. В 15 часов в Консерватории им. Римского-Корсакова будет представлена новая книга-альбом «Чюрленис в Санкт-Петербурге» и состоится научная конференция, посвященная посмертной выставке и первому посмертному концерту в Петербурге, а также 90-летию выхода в свет первой монографии о художнике. Завершится праздник в 19 часов концертом, на котором произведения Чюрлениса исполнят преподаватели и студенты Консерватории.
Юбилейный год тоже принесет петербуржцам несколько событий, связанных с творчеством Чюрлениса. К 300-летию Петербурга планируется отреставрировать одну из двух картин Чюрлениса, находящуюся в Русском музее. Реставрация будет совершаться за счет мэрии Вильнюса.
22 сентября 2003 года – в день рождения знаменитого литовского композитора и художника Н.К. Чюрлениса (1875-1911) – планируется открыть юбилейные «Дни Литвы в Санкт-Петербурге». В течение недели в нашем городе будет экспонироваться уникальная выставка картин Н.К.Чюрлениса, который жил и учился в Петербурге. Литовская сторона высказала пожелание провести ее в Русском музее, поскольку здесь находятся два полотна художника. Предполагается, что выставка будет сопровождаться исполнением симфоний бывшего петербуржца.
Внимание к Микалоюсу Константинасу Чюрленису в Петербурге тем более понятно, что именно здесь в 1906 году были опубликованы первые критические отзывы о творчестве музыканта и художника. В двух крупных столичных газетах "Санкт-Петербургские ведомости" и "Биржевые ведомости" критик Н.Брешко-Брешковский, описывая выставку Варшавской школы, уделил внимание прежде всего Чюрленису. Эти две статьи в петербургской прессе - первый сколько-то значительный отзыв современника об искусстве художника:
"...Говоря об учениках варшавской школы, нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинной серии фантастических пастелей Чурляниса. Чурлянис - родом литвин. По словам Стабровского, он, кроме того, и музыкант, окончивший две консерватории. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник. Даже теперь, на заре своей деятельности, он совершенно самобытен, никому не подражает, прокладывая собственную дорогу. Тут же, на выставке, его портрет, писанный товарищем. Какая благородная голова с умными, благородными глазами!
Это пантеист чистейшей воды. Все свое творчество он отдал на служение стихийной обожествленной природе, то кроткой, ясной, улыбающейся, то гневной, помрачневшей, карающей... В нем много смутного, недоговоренного. Как в звуках! Недаром Чурлянис - музыкант".
В Петербург Чюрленис переехал осенью 1908 года. В столице России он появился, имея с собой рекомендательное письмо от жившего в Вильнюсе художника и критика Льва Антокольского, который не раз наилучшим образом писал о Чюрленисе в прессе. С этим письмом художник пришел к Мстиславу Добужинскому. Ровесник Чюрлениса, но к тому времени уже хорошо известный художник, Добужинский (1875-1957) был уроженцем Литвы, в том же 1908 году в Вильнюсе выставлялись его работы.
Добужинский знакомит Чюрлениса с А. Бенуа, Бакстом. Сомовым, Лансере, С. Маковским и другими художниками круга Бенуа, которых изумили искренностью и глубокой духовностью произведений Чюрлениса. Заинтересовавшись его творчеством, они взяли его под свое покровительство.
Однако климат Петербурга оказал свое дурное влияние на здоровье художника и, как считают многие искусствоведы, стал причиной смерти Чюрлениса в неполные 36 лет.
Фонтанка.ру