Майора ВДВ Сергея Данильченко и его подопечного - 13-летнего мальчика-инвалида Андрея Латыпова захватили в заложники на территории Чечни в апреле 1998 года. По факту похищения было возбуждено уголовное дело, которое расследуется до сих пор: правоохранительные органы пока не нашли преступников...
О питерском беспризорнике Андрее Латыпове Данильченко узнал из сюжета, показанного передачей «Взгляд». Отца мальчик не помнил, мать – алкоголичка. Как сообщает газета «Ваш Тайный Советник», с пяти лет ребенок жил сам по себе: скитался по вокзалам, ночевал на чердаках, в подвалах. Такая жизнь продолжалась до восьми лет - в 1995 году Андрей получил тяжелейшие травмы рук и головы – кто-то поджег автомобиль, в котором он тогда ночевал.
Данильченко во время отпуска приехал в Петербург и оформил опекунство над Андреем. После этого он увез ребенка в Ставрополь, где в то время служил в 21-ю воздушно-десантной бригаде. Андрей стал «сыном полка».
В 1997 году при помощи одной немецкой медицинской организации и депутата Госдумы Галины Старовойтовой Андрея отправили в Германию, в Мюнхен, где он проходил длительный курс лечения. Немецкие хирурги сделали мальчику несколько операций, после чего у него стали двигаться пальцы правой руки, была сформирована нижняя губа, подкорректировано лицо.
В конце декабря мальчик вернулся в Ставрополь. Весной следующего года Данильченко и Андрею дали путевки в Пятигорск. Накануне поездки Сергею пришло письмо от друга, с которым он вместе воевал в Чечне. Тот сообщал, что его отряд находится в Моздоке, то есть неподалеку от Пятигорска.
В ближайшие выходные после приезда майор со своим подопечным отправились на автобусе в Моздок на день рождения друга Данильченко. В гостях им понравилась, и в следующую субботу, 11 апреля 1998 года, визит решили повторить, но уже на электричке. На вокзале майор нечаянно сел не в ту электричку, и вместо Моздока они уехали в станицу Ищерская, которая находится уже на территории Чечни.
В какой-то момент из электрички вышли милиционеры, а еще через некоторое время в вагон вошли люди в бело-зеленых шапках, камуфляже, с автоматами. Это были сотрудники то ли погранвойск, то ли таможни. Андрея и Сергея сняли с поезда. На станции задержанных обыскали, отобрали вещи и документы, а потом запихнули в машину и увезли в Старопромысловский район Грозного. Майора приковали наручниками к батарее, Андрею приказали сидеть смирно. Им сказали, что их на кого-то обменяют.
Потом приехали уже настоящие боевики. Заложников затолкнули в джип и перевезли в другой район Грозного, в деревянный дом. Как им сказал один из боевиков, что до них там было больше 90 заложников. В этом доме их продержали 20 дней. Практически не кормили: на день выдавали по одной-две булки и воду. Периодически боевики избивали их, требовали, чтобы Данильченко звонил знакомым и просил посодействовать скорейшему выкупу. А потом их продали. Боевики отдали их другим чеченцам, а взамен получили 167 тысяч долларов. В Урус-Мартане заложники пробыли 6 дней, после чего на две недели их перевезли в горы. Там майора заставили написать письма Патриарху Алексию II и президенту России Борису Ельцину. Кроме этого заложников снимали на камеру. Позднее 7 июня эта запись демонстрировалась в передаче «Парламентский час» на Российском канале.
20 мая пленники вновь оказались в Урус-Мартане, в доме некоего человека, который, по сведениям Данильченко, и купил их для обмена на своего родственника, задержанного российскими властями.
Изменилась ситуация спустя два дня, когда произошло похищение полномочного представителя президента России в Чечне Валентина Власова. Испугавшись обыска, боевики в срочном порядке погрузили заложников в машину и перевезли на окраину города, откуда на следующий день Данильченко удалось бежать. Это было 24 мая. Данильченко хотел взять с собой Андрея, но мальчик бы не выдержал тяжелого пути. После операции и тяжелых условий после захвата он был совсем слаб. Данильченко надеялся на скорое освобождение мальчика.
Несмотря на погоню и трудные погодные условия, майор за пять суток добрался до поселка Ермоловка. Там ему удалось сесть на рейсовый автобус и добраться до российского представительства в Грозном. Он пытался освободить Андрея, но у него это не получилось даже с помощью высокопоставленных чиновников Чеченской республики. Его угрожали снова захватить. Документов у Сергея не было, поэтому его статус вызывал вопросы. По этим причинам его рано утром 11 июня вывезли из Чечни.
Вызволить мальчика удалось только 23 июля. Все это время Данильченко бил в набат: обращался в ФСБ, РУОП, МВД, освещал происходящее по телевидению и даже хотел набрать специальный отряд, с которым собирался идти в рейд вызволять Андрея. К счастью, обошлось без крайних мер - к тому времени мальчика отпустили. Хотя перед этим его бросили в подвал с крысами.
Когда Андрей вернулся домой, его вновь отправили на лечение. На этот раз помогли сотрудники телекомпании ВИД, которые при посредничестве великой княжны Леониды Георгиевны Романовой сумели договориться о том, что мальчика отправят во Францию. Финансировал поездку Ив Роше. Сейчас Андрею уже сделали несколько операций на руках, предстоит пластическая операция лица.
Данильченко живет в Питере. В 1999 году он вышел на пенсию по выслуге лет. С этого момента его беспокоит лишь одно: чтобы участвовавшие в его и мальчика захвате люди и измывавшиеся над ними боевики были привлечены к суду. Чтобы как-то сдвинуть дело с мертвой точки, писал письма генпрокурору России, в Управление ФСБ по Ставропольскому краю, в администрацию президента России...
Ради продвижения расследования Сергей Данильченко в сентябре лично ездил в Чечню. Проезжая по местам, где их держали в заложниках, майор в отставке Данильченко познакомился со многими офицерами разных российских силовых ведомств, которые на данный момент проводят операции в Чечне. Этих людей не оставила равнодушными история их коллеги и мальчика-инвалида, которые побывали в заложниках. Они обещали Данильченко помочь.
Но пока найти боевиков не удалось.
Фонтанка.ру
(по материалам газеты "Ваш Тайный Советник)