До 13 ноября губернатор города должен утвердить или отклонить бюджет Петербурга на следующий год. Это событие происходит в конце каждого года и обычно без особого шума. Но бюджет-2003 – особенный. Он принимается на юбилейный для города год и происходит это накануне выборов в Законодательное собрание. Потому вокруг главного финансового документа Петербурга между губернатором и депутатами развернулись нешуточные политические баталии.
Две главных «достопримечательности» бюджета на следующий год: его «дефицитность» и фактическое сохранение в нем так называемых «депутатских фондов». Напомним, что в минувшую среду 30 октября депутаты ЗакСа Петербурга направили на утверждение губернатору бюджет на 2003 год, приняв его в третьем чтении. Для этого им пришлось голосовать два раза (первое голосование: «за» – 25, «против» – 11, воздержались – 4; вторая попытка: 31 – 8 - 1).
«Дефицитным» бюджет города станет впервые с 1997 года. Это значит, что в следующем году город потратит больше денег, чем получит. Почти на 1.5 миллиарда рублей. Составители главного городского финансового документа объяснили это грандиозными затратами на достойное проведение юбилея Петербурга. При этом подчеркивается, что расходы на социальную сферу в бюджете только выросли. А со старыми и новыми кредитами, по словам авторов финансового закона, город рассчитаться сможет.
При принятии бюджета в первом чтении необходимость его «дефицита» довольно долго и обстоятельно обсуждалась депутатами ЗакСа. Но очевидно, в итоге они поняли, что не принимать закон – нельзя. Или просто не успели понять, можно ли избежать «дефицита».
Вторая особенность проекта бюджета в том, что депутаты сохранили в нем не имеющие аналогов в России, так называемые «депутатские резервные фонды». В 2003 год они вошли как «поправка Бюджетно-финансового комитета», но суть этого питерского бюджетного феномена не изменилась со времени своего возникновения в 1996 году. Поправка предоставляет депутатам возможность использовать 2% расходной части бюджета практически по собственному усмотрению, но, естественно, для блага избирателей округа. Ее сомнительная законность не раз была опротестована горпрокуратурой. Против нее выступают депутаты «правых» фракций и Контрольно-счетная палата Петербурга, по данным которой, деньги используются «не совсем», или «совсем не», по назначению. Помимо того, по мнению многих экспертов, «поправка» противоречит российскому законодательству.
В этом году и губернатор города резко выступил против «поправки». Как уже сообщала Фонтанка.ру, это случилось неожиданно - сразу после того, как депутаты даже не пожелали рассмотреть возможность Владимиру Анатольевичу стать губернатором еще один раз. Безо всякой связи с этим событием, Владимир Яковлев заявил, что бюджет, самолично представленный им депутатам, не будет подписан, если «фонды» в том или ином виде сохранятся. Несмотря на жестко заявленную позицию губернатора, на утверждение ему был отправлен документ с фактически существующей «поправкой». У губернатора выбор теперь не велик – подписать или возвратить.
По законодательству Петербурга, на решение, что именно делать с бюджетом, у губернатора есть две недели после принятия его ЗакСом в третьем чтении, то есть до 13 ноября. Губернатор может либо, приняв, подписать бюджет, либо вернуть его законодателям неподписанным со своими поправками. Для преодоления «вето» депутаты должны не принять ни одной поправки губернатора (26 голосами) и потом проголосовать за прежний закон 34 голосами. Если «пройдет» только часть поправок, то, далее проголосовав за бюджет «в целом», к губернатору отправится уже новый закон и может начаться «Сказка про белого бычка». Если депутаты примут все поправки и бюджет 26 голосами, то останется поставить на нем роспись губернатора, опубликовать и - город пойдет в юбилейный год с бюджетом.
Так или иначе, но до 13 ноября губернатор должен определиться. Либо подписать предложенный проект бюджета, либо вернуть его со своими поправками. Конечно, самая увлекательная ситуация получится, если Владимир Яковлев решит бороться с «фондами» до конца, а депутаты не пожелают их терять. Тогда, только если как минимум 34 избранника встанут «как один», то они добьются права на распоряжение частью городского бюджета будущим ЗакСом. А встать «как один» депутатам нужно. Потому как большинство действующих законодателей города реально рассчитывают на свое переизбрание. Не даром же 48 из 49 действующих депутатов подали заявления о желании вновь стать избранниками «своих» округов.
Это понимают и в Смольном и в Мариинском, и по большому счету, оба дворца эта ситуация устраивает. Ведь даже лояльные администрации депутаты, 23 октября голосовали «за» поправку БФК, не последовав «рекомендациям» исполнительной власти. А «против» бюджета в третьем чтении в итоге проголосовали только «правые» и «яблочники». Да и законность «поправки БФК» пока никто сомнению не подверг. Да и, в конечном счете, нужна она избирателям, на нужды которых депутаты и направляют деньги.
Кроме того, не следует забывать, что в следующем году исполнится 300 лет Санкт-Петербургу. И споры исполнительной и законодательной властей вокруг бюджета, по мнению большинства представителей этих властей, создадут городу не очень лестную репутацию. Тем более, если в результате город войдет в юбилейный год без основного финансового документа. Потому и принимать его нужно в этом году, нынешним составом.
Значит ничего невероятного, скорее всего, не произойдет. Иван Иванович с Иваном Никифоровичем не поссорятся. Владимир Анатольевич подпишет уже существующую версию бюджета. А возвращение к вопросу о «третьем сроке» для губернатора плавно перенесется в новое Собрание.
Павел Тимофеев,
Фонтанка.ру