5 ноября Центральному выставочному залу "Манеж" исполняется 25 лет. За годы своей работы коллектив научных сотрудников зала подготовил более трехсот художественных выставок, экспозиции которых представляли произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декоративного искусства русских и зарубежных художников. Одним из приоритетных направлений деятельности ЦВЗ "Манеж" является отражение многогранного образа нашего города, его истории, его жизни и культуры.
К юбилею Центрального выставочного зала, как уже сообщала Фонтанка, откроется выставка, посвященная Исаакиевской площади.
Здание бывшего Конногвардейского манежа, в котором расположен Центральный выставочный зал северной столицы - одно из немногих сохранившихся до наших дней построек Лейб-гвардии Конного полка, предназначенное для объездки кавалерийских коней и военных упражнений, а также для проведения торжественных мероприятий и парадов. Возведенное в строгих формах русского классицизма в 1804 - 1807 годах, оно принадлежит к ряду последних творений великого зодчего Джакомо Кваренги.
Здание манежа представляло в плане вытянутый прямоугольник (первоначально 60х16 саженей). Главный фасад, обращенный на Исаакиевскую площадь, решен в виде величественного восьмиколонного портика с массивным фронтоном и широкой гранитной лестницей. Тимпан фронтона украшал скульптурный барельеф с изображением торжественной раздачи призов победителям на конных состязаниях (выполнен скульптором Августино Трискорни по рисунку Кваренги). На фронтон были установлены три декоративные статуи античных героев. Двойная колоннада в центральной части портика усиливала парадность главного фасада. Между пилястрами лоджии, образованной внутри портика были выполнены горельефы с изображением спортивных игр в античном цирке. Для въезда были сделаны пологие пандусы с боковых сторон портала.
В 1806 году Джакомо Кваренги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных античных скульптур Диоскуров, стоящих перед Квиринальским дворцом в Риме. Скульптурные группы из каррарского мрамора, представляющие сцену укрощения коня человеком, по праву занимают особое место в коллекции шедевров монументальной пластики Петербурга. Выполненные Паоло Трискорни в 1810 году, они лишь в августе 1816 года были доставлены на датском корабле в Кронштадт и, спустя год, установлены на гранитные пьедесталы по обеим сторонам главного фасада.
За время своего существования манеж неоднократно подвергался ремонту и переделкам. Первая внутренняя переделка (1820 год) была связана с устройством по торцевым сторонам зала удобных лож для почетных гостей полка. После этого долгое время в конструктивном и архитектурном облике манежа значительных изменений не происходит.
В 1844 году в тимпане восточного фронтона манежа на месте декоративных украшений появился императорский орел. Скульптурные группы Диоскуров перенесены к зданию новых казарм в Конногвардейском переулке (возвращены к главному фасаду манежа в 1954 году). В 1853 году произведен ремонт обветшавшего к тому времени перекрытия манежа. С фронтона были сняты статуи, деформированные под воздействием петербургской погоды.
В предреволюционный период в манеже иногда устраивались выставки, концерты, разного рода развлекательные зрелища.
После октябрьской революции 1917 года, в связи с демобилизацией и расформировкой старой армии и прекращением существования Конногвардейского полка, манеж окончательно утрачивает свое первоначальное назначение.
1920-е годы - неясная страница в истории манежа. Сохранившиеся фотоматериалы Ленинградской реставрационной мастерской свидетельствуют о том, что внешний облик здания за эти годы не изменялся.
В начале 1930-х годов после пожара - сгорело перекрытие - здание перестраивают под гараж НКВД под руководством архитектора Н.Е. Лансере. Здание удлинили на одну ось к западу (пристройка 1872 - 1873 годов была разобрана). В тимпанах фронтонов, на место барельефов Йенсена, в 1932 году был установлен герб СССР.
В годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, здание манежа было повреждено. После войны ущерб был устранен.
В 1973 году Ленинградский городской исполнительный комитет принял решение о реконструкции здания бывшего Конногвардейского манежа и переоборудовании его под выставочный зал. Перестройка шла под руководством ленинградских архитекторов-реставраторов М.Д. Братчикова, П.С. Архиповой, А.А. Тулькова. Фасады манежа были максимально приближены к первоначальному "кваренгиевскому" облику здания. По проекту архитекторов М.В. Будневича, И.А. Кучеровой, А.Б. Мариенгоф, А.Ю. Основикова внутри были созданы просторные экспозиционные залы.
Центральный выставочный зал, вскоре прочно утвердившийся среди горожан под названием "Манеж", открылся 5 ноября 1977 года выставкой произведений ленинградских художников "Искусство принадлежит народу".
После реконструкции, с конца 70-х до начала 90-х годов, здание манежа сохраняло свой внешний вид. В январе 2000 года с фронтона главного фасада на реставрацию сняты декоративные статуи 1872 - 1873 годов. В 2001 году начался ремонт западного и восточного фасадов здания и реставрация скульптурных групп перед парадным входом.
Фонтанка.ру