1 ноября Госдума в окончательном чтении приняла поправки в законы "О СМИ" и "О борьбе с терроризмом". Эти поправки фактически вводят цензуру на работу журналистов и СМИ во время проведения контртеррористических операций.
Поправки определяют особый порядок освещения контртеррористических операций. Помимо прочего, "не допускается распространение информации, содержащей высказывания лиц, направленные на воспрепятствование проведению контртеррористической операции и пропаганду или оправдание сопротивления ее проведению». В соответствии с поправками, не допускается распространение через СМИ "либо иным образом" информации, раскрывающей "специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции".
Нововведения допускают весьма широкую трактовку - в зависимости от фантазии представителей правоохранительных органов и минпечати, контролирующих деятельность СМИ. Фактически журналистам запрещают приводить даже собственные версии событий или мнения лиц, не согласных с официальной трактовкой.
Например, митинг родственников заложников под лозунгами за мирные переговоры теперь становится чуть ли не пособничеством террористам. Под изменения так или иначе попадают и сведения о газе, примененном спецслужбами во время штурма театрального центра в Москве.
Не секрет, что контртеррористическая операция в нашей стране идет почти непрерывно последние восемь лет. Следовательно, ограничения могут касаться большей части информации о событиях в Чечне и выступлений в пользу политического урегулирования.
Эти поправки не имеют ничего общего с запретом на пропаганду терроризма, ради чего, собственно, они вроде бы и принимались. С этим запретом готово согласиться, пожалуй, все общество. Но общество вправе знать правду, какой бы горькой она не была, и иметь право на разные точки зрения.
Наша власть хочет рассказывать нам свою правду. Она не хочет, чтобы мы имели свое мнение о том, как действует эта власть, а если и имели, то держали его глубоко при себе. Сделать это гораздо проще, чем бороться с террористами и причинами, способствующими их появлению.
Так уже было. Правда была одна, инакомыслящих отправляли в лагеря, а политические анекдоты опасались рассказывать даже на собственной кухне. Тогда власть казалась сильной. Но рухнула в одночасье.
Александр Горшков
Фонтанка.ру