В Министерстве путей сообщения РФ 30 октября открывается выставка, посвященная первой железной дороге России «Санкт-Петербург - Царское Село – Павловск». В этом году первым русским железнодорожным путям исполняется 165 лет.
Одноколейная Царскосельская дорога имела длину около 27 км, ее план представлял совершенно прямую линию с единственным закруглением у моста через Обводный канал. Для избежания снежных заносов рельсы почти на всем протяжении дороги укладывались на насыпи со средней высотой в 2,9 метра. На дороге построили 4 станции: Петербург, у Московского шоссе (Шушары), Царское Село и Павловск.
Первые поезда состояли из вагонов четырех классов. Как сообщает пресс-служба МПС, самыми комфортабельными были кареты ("берлины"и "дилижансы"). Открытые повозки ("линейки") назывались "шарабанами" и "ваггонами". "Шарабаны" имели крышу, у "ваггонов" она отсутствовала. Во всех типах экипажей ни отопления, ни освещения не было. Время следования поезда из Петербурга в Царское Село составляло 42 минуты со средней скоростью 32,8 км/час. Строительство дороги обошлось в 5 млн. рублей.
Автором проекта и строителем дороги был профессор геодезии Венского политехнического института, чех по национальности, Франц Антон Герстнер. Официально Царскосельская железная дорога открыта 30 октября 1837 года. С вводом ее в эксплуатацию Россия стала пятой в Европе и шестой в мире страной, обладавшей новыми путями сообщения.
Выставка организована Центральным музеем железнодорожного транспорта - одним из старейших научно-технических музеев в мире, основанном в 1813 году при Институте корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. В 1862 году, являясь учебной базой, музей был открыт для широкой публики. 25 июля 1896 года Министерство путей сообщения приняло решение об организации отраслевого Музея путей сообщения, которому было присвоено имя императора Николая I.
Фонтанка.ру