Губернатор Петербурга Владимир Яковлев на этой неделе во всеуслышание заявил, что с так называемой «пакетной поправкой» депутатов Законодательного собрания к бюджету города наконец-то пора кончать. По крайней мере, бюджет города на 2003 год, в котором эта поправка присутствует, губернатор подписывать не собирается. По словам городского головы, в этом вопросе его поддерживают Горпрокуратура и Контрольно-счетная палата Петербурга.
Это заявление губернатора выглядит несколько нелогично, если учесть, что бюджет на 2003 год, уже утвержденный депутатами в первом чтении, был представлен ЗакСу самим Владимиром Яковлевым неделю назад – 2 октября. И вообще, на протяжении 7 лет существования в том или ином виде, «поправка» не вызывала у губернатора сомнений в своей необходимости и законности.
Напомним, что питерские законодатели еще в 1996 году предоставили себе право распоряжаться частью бюджета Петербурга практически по собственному усмотрению. Именно с того далекого года 2% от расходной части городского бюджета стали поступать в пользование местных парламентариев. Которые с помощью этих денег, направляемых на решение актуальных проблем округов, облегчали и продолжают облегчать жизнь своих избирателей. Для справки: в этом году данная сумма из расчета на каждого из потенциальных 50 депутатов составила около 1 миллиона долларов. На каждого из потенциальных избирателей – примерно 15 долларов.
Появление так называемых «депутатских резервных фондов» стало новшеством в российском законодательстве. Время от времени Горпрокуратура заявляла о несоответствии данной статьи в бюджете города федеральному законодательству и требовала привести все в норму. При взаимном согласии исполнительной и законодательной властей «в норму» приводили название суммы, требуемой депутатам для счастья их избирателей. Так «резервные фонды» через ряд переименований стали «пакетной поправкой». Но суть не изменилась: 2% городского бюджета отдавались на откуп депутатам, которые по-существу особо не стремились контролировать на что и правильно ли расходуются администрацией остальные деньги.
Конечно, следует отметить, что не все депутаты «купились» на 2%, и время от времени из депутатского стана, также как и из прокуратуры, раздавались голоса о необходимости ее отмены. Более жесткую позицию заняла Контрольно-счетная палата Петербурга, глава которой Дмитрий Буренин уже не раз заявлял, что «поправка» существует для скрытого подкупа депутатов Смольным. В таком случае, нельзя не порадоваться, что теперь к этим голосам присоединился и губернатор.
Нельзя не учитывать также, что заявление Владимира Яковлева странным образом последовало сразу вслед за решением депутатов игнорировать пресловутый законопроект «трех почетных граждан». Внешне Владимир Анатольевич не особо рассердился на нежелание народных избранников поменять Устав города и дать возможность действующему губернатору еще раз попытать счастья на этом поприще с 2004 года. Тем не менее, предложение отменить «пакетную поправку» - существенный удар по моральному состоянию существующих депутатов перед выборами в новый ЗакС. Впрочем как и по благосостоянию грядущих депутатов.
Хотя с другой стороны нынешний депутатский корпус живет еще «по поправке». Деньги по закону потрачены на работу в округах. На выборы можно идти не сомневаясь, что избиратель помнит, сколько полезного сделано в округе на эти деньги самого избирателя. А чтобы не было сомнений в честности законодателей и чтобы отсечь инсинуации о сговоре со Смольным, верится, что депутаты готовы совершить демократический акт финансового самообрезания.
P.S. В целом эта ситуация напоминает процесс наказания провинившегося ребенка. Большинству детей в раннем возрасте деньги на карманные расходы - на метро, на завтраки - выдают родители. Но нужно ведь еще на кино и мороженое, позже - на сигареты и пиво. Для ребенка варианта два: «нецелевое использование» денег семейного бюджета или договор с родителями о дополнительных суммах. Первый грозит разоблачением и санкциями - поставят в угол, выпорют и т.д. Второй связан с взятием на себя дополнительных обязательств – не дергать девочек за косички, не приходить домой позже 23.00, не сидеть в интернет-чатах по 3 часа кряду и т.п. То есть, ребенок попадает в финансовую кабалу от родителей, пожертвовав частью достоинства и свобод.
Конечно, депутаты городского Законодательного собрания – не дети. И зарплата у них вполне приличная. Но если требуется не только «на метро и завтраки», а хочется еще и «мороженого с пивом»? Причем не для себя, а чтоб «друзей-избирателей» угостить. Можно, конечно, как в детстве, незаметно стянуть из родительского кошелька несколько недостающих копеек. Но если тогда это грозило, как минимум, ремнем, то в серьезной взрослой жизни можно и в тюрьму угодить.
Потому проще договориться с тем местом, где деньги на благие нужды есть – с бюджетом. При этом забыв часть принципов идеального народного избранника, к примеру, рассмотреть возможность Владимиру Анатольевичу стать губернатором еще раз. Но коли принципами не поступились - значит, и «поправку», как тут же оказалось, неправильно, не по закону получаете. Хочется верить, что с помощью губернатора городские законодатели вернутся и к другим принципам жизни по закону. Правда, в таком случае, будущим депутатам придется жить честно - на одну зарплату.
Павел Тимофеев
Фонтанка.ру