Полтора месяца не стихают споры вокруг картины, будто бы незаконно присвоенной предпринимателем Денисом Волчеком. Ее попеременно приписывали разным мастерам, но
сам владелец, литератор Владимир Шали, утверждал, что это – автопортрет Рембрандта.
Картина все еще не возвращена хозяину, сейчас она находится на экспертизе в Государственном Эрмитаже. Впервые в этой шумной истории мы можем сослаться на мнение серьезного эксперта: да, на портрете изображен Рембрандт. Столь же достоверно и то, что автором полотна он не является.
30 июля во время обыска на квартире предпринимателя Дениса Волчека был изъят ряд предметов, которые по некоторым внешним признакам вполне могли бы оказаться культурными ценностями, однако, по результатам исследований, таковыми не являлись. Но целью серии обысков были вовсе не семейные реликвии бизнесмена, а некая картина, приписываемая кисти Рембрандта.
Петербургский литератор Владимир Шали некогда просил Дениса Волчека о проведении экспертизы картины будто бы Рембрандта. Бизнесмен на просьбу откликнулся и выяснил: полотно практически никакой ценности не представляет. Уже тогда пошли разноречивые толки о происхождении этого мужского портрета. Денис Волчек со слов экспертов рассказал, что перо на шляпе изображенного человека будто бы указывает на то, что автор картины – кто угодно, только не Рембрандт, который якобы перьев не писал вовсе.
Предприниматель благополучно забыл обо всей этой истории, картина продолжала оставаться там, где проводилась экспертиза. Впрочем, и сам литератор не вспоминал о своей собственности 7 лет. И вдруг – спохватился и решил обратиться в правоохранительные органы. Главным следственным управлением было возбуждено уголовное дело о незаконном присвоении чужого имущества, сейчас этим занимается уже городская прокуратура. Что подняло историю на такую высоту? Предполагаемое имя художника и, как следствие, - цена вопроса. В случае, если бы небольшая картина действительно принадлежала кисти великого мастера, она могла бы стоить порядка 18-20 миллионов долларов. Сотрудники прокуратуры обратились за помощью к эксперту.
— Это – действительно изображение Рембрандта, — так оценила портрет сотрудник отдела Запада Государственного Эрмитажа.
Не следует понимать слова специалиста в том смысле, что Рембрандт – автор изображения. Картина выполнена настолько примитивно и топорно, что эксперт вообще усомнилась в ее принадлежности западноевропейской школе. Так что речь об авторстве великого живописца уже не идет. Под вопросом осталось лишь время создания картины, причем «выбирать» эксперты будут, скорее всего, между 18 и 19 веками, если не позднее. Для окончательного «диагноза» необходима экспертная оценка возраста доски, состава красок и так далее. Поэтому сейчас картина находится на экспертизе в химико-технологической лаборатории Государственного Эрмитажа.
Откуда вообще взялось громкое имя художника и почему на пресловутом портрете изображен именно он? Образ Рембрандта всегда волновал живописцев. Еще при его жизни существовало множество подражателей, но после смерти мастера возникло и процветало в течение 18 и 19 веков целое направление в живописи – «а-ля-Рембрандт», к которому принадлежали многие художники – и западноевропейские, и русские. Возможно, кто-то из них и создал этот портрет, основой для которого могли послужить известные репродукции автопортретов Рембрандта. Однако сделал он это на достаточно невысоком уровне. В целом это соответствует мнению прежних экспертов, кроме одного момента: Рембрандт не просто писал перья на шляпах, это был один из его любимых мотивов.
Разговор о подлинности «Рембрандта», таким образом, завершен. Конечно, экспертиза что-то добавит к уже имеющейся информации, но мы можем сослаться на слова специалиста: портрет написан проще, грубее, чем это делал сам Рембрандт ван Рейн почти 400 лет назад.
Ирина Тумакова, Фонтанка.ру