Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес КРАСИВО ПИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ

КРАСИВО ПИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ

203

В один прекрасный день мы проснулись и поняли: если куда и идти, то непременно в кофейню. Заведения общепита, которые у нас в противовес обычным кафе и по аналогии со старорежимными чайными стали именовать кофейнями, плодятся как грибы после радиоактивного дождя.

В Европе не растет кофе. Зато в Петербурге растет число кофеен. Культура публичного пития кофе катилась до Питера долго, а обрушилась внезапно. В один прекрасный день мы проснулись и поняли: если куда и идти, то непременно в кофейню.

Заведения общепита, которые у нас в противовес обычным кафе и по аналогии со старорежимными чайными стали именовать кофейнями, плодятся как грибы после радиоактивного дождя. Отличительная особенность этих мест - интернациональный дух и дух демократии, как мы ее понимаем. Здесь принято назначать свидания пассиям, сюда заезжают коммерсанты потолковать с партнерами о делах, здесь преподаватели языка проводят занятия со своими учениками, сюда приходят в шортах и в вечерних платьях, здесь отмечают дни рождения и до хрипоты спорят о бренности бытия.

Ядро персонала составляют, как и в кофейнях всего мира, подрабатывающие студенты, которые через пару месяцев такой практики волей-неволей становятся полиглотами. Хотя большинство кофеен явно претендуют на звание сетевых учреждений и втайне - на статус кофейных клубов, первого удалось достичь только "Идеальной чашке" с ее десятью точками, разбросанными по всему городу, до второго же пока недотягивает никто. Правда, стараются вовсю: поддерживают художественные проекты разного уровня, открывают сайты в Интернете, а в реалиях устраивают место, где клиенты могут оставлять свои и чужие визитки, записки с пожеланиями друг другу и работникам кафе, рисунки, фотографии и прочие свидетельства многообразия способов самовыражения.

В "Чашке" с ее достаточно стандартным интерьером любители кофе почему-то очень любят фотографироваться. Зарубежных гостей еще можно понять - фото на память о Петербурге, но ведь и наши земляки с таким же рвением то и дело щелкают затвором (многие из этих снимков затем появляются на местной "доске почета").

И в "Чашке", и в "Республике кофе" есть завсегдатаи, которые приходят каждый день, сидят часами, ведут беседы, что-то читают, пишут, при этом совсем необязательно что-то пьют или едят. Эти люди откровенно пользуются лояльностью здешней административной политики: отсюда никого не выгоняют, независимо от того, заказывает человек что-нибудь или просто эксплуатирует ресурсы кофейни (мебель, свет, тепло и т.д.). "Халявщиков" со страшной силой привлекают также бесплатный туалет и бесплатный телефон. Кое-где постоянных клиентов пытаются стимулировать. Например, в "Республике кофе" им выдают карточку, которую при каждом посещении нужно пробивать специальным дыроколом. Получил сорок дырочек - и фирменная кружка у тебя в руках. Правда, дырокол часто ломается и вожделенный приз так и маячит где-то вдали.

Следуя интернациональным принципам кофеен, по утрам во многих питерских заведениях этого толка клиентам предлагают бизнес-ланч, состоящий из чашки кофе и свежей газеты. Во многих кофейнях есть и фирменная витрина с посудой, кофемолками, джезвами и прочей кофейной атрибутикой, но покупают что-либо с нее крайне редко.

Имидж сугубо кофейного заведения до сего дня выдерживает только "Чашка"; ни на йоту не отступая от первоначально выбранной линии, здесь принципиально не пускают на прилавок алкоголь и табак (курить - кури, но сигареты приноси с собой), а единственным соленым островком в сладкой сказке остается выпечка с сыром и ветчиной (да и той в нужный момент часто нет в наличии). Остальные же кофейни - кто робко, кто с открытой душой - допустили в свои владения спиртное. Например, в "Республике кофе" торгуют пивом, благодаря чему дальние залы уверенно превращаются в подобие дешевого бара. Впрочем, отдавая должное, надо сказать, что большинство кофеен все-таки стараются "жить по понятиям" и подают к кофе в основном "благородный" алкоголь - ликеры, бальзамы, коньяки. Особенно заботятся о "чистоте" алкогольного ассортимента в "Кофе-брейк": напитки с градусом у них преимущественно дорогие и очень дорогие, под стать элитным сортам кофе стоимостью по 200-300 рублей за чашку.

"Кофе-брейк", кстати, - единственное из когорты описываемых заведений, где заказы посетителям приносят исключительно официантки, в остальных кофейнях полностью или частично царит самообслуживание, порой до такой степени, что даже пепельницы приходится вытряхивать и мыть самим ("Республика кофе"). Справедливости ради заметим, что и цены в "Республике" самые низкие - маленький эспрессо здесь можно выпить всего за 17 рублей, кроме того, и кофе, и пирожные по просьбе клиента упаковывают на вынос. В "Чашке" подобного сервиса нет и прейскурант чуть солиднее. В среднем ценовом диапазоне (чашка кофе от 40 рублей) работают "Мокко-клуб", "Марко" и "Рико". Самой богатой кофейной картой обладает, пожалуй, "Рико" с его бесчисленными горячими и холодными изысками, в угоду трезвенникам и разгуляям отражающими едва ли не всю географию планеты - тут вам и Вена, и Богота... Но не кофе единым - с одной стороны, усиленно внедряясь в нишу кондитерских, кофейни пытаются перещеголять друг друга изобилием десертов, с другой, делая скидку на то, что их клиенты могут быть по-настоящему голодны, вводят в меню сэндвичи, гамбургеры и даже организуют целые салатные витрины ("Марко").

По справедливости, во всех кофейнях более или менее адекватна цена на доминирующий продукт; пирожные и торты обходятся несколько дороже, чем если их покупать в магазине (30-40 рублей за порцию), а вот с "сопутствующими товарами" - засада. Так, в "Чашке" стакан сока продается по цене литрового пакета, стакан минералки - по цене двух полуторалитровых бутылок, пакетик слабозаваренного чая - по цене целой упаковки (25 штук). Меньше всего повезло шоколаду: крошечная, на один зуб, шестиграммовая шоколадка стоит пять рублей. Популярностью это лакомство не пользуется, кофеманы предпочитают купить в магазине за 11-12 рублей 100-граммовую плитку и принести с собой.

Помимо профильных кофеен, на гребне кофейной волны многие "обычные" кафе и ресторанчики заводят себе кофейные залы, но затея эта редко увенчивается успехом.

Известия

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях