В путешествие по Великому Волжскому пути отправляется сегодня из Петербурга четырехпалубный теплоход «Любовь Орлова». Это второй этап федеральной программы, посвященный торговой магистрали эпохи средневековья.
Как считают географы и историки, торговый путь по Волге возник еще в ХIII веке до н.э., в период ананьинской культуры. В Швеции первые сведения о сообщении между областью озера Меларен, расположенного на Скандинавском полуострове, и Средним Поволжьем появились в эпоху бронзы. Древние сочинения арабских, персидских географов и русские летописи тоже рассказывают о Волжском пути, который вел через Каспийское море в страны Средней и Передней Азии, а по Нижнему Дону - в Черное море и Византию.
С IX века Волга становится важнейшей торговой артерией, соединившей Скандинавию, Северную и Восточную Европу с Персией. Этот торговый путь получил название "Великого Волжского пути". Его также называли путем "Из варяг в персы". Он связал север Европы с Востоком. Таким образом, Великий Волжский путь является второй по значениею транспортной магистралью средневековой Европы после «пути из варяг в греки».
Первый этап стартовал и благополучно закончился еще в прошлом году. Путешествие 2002 года полностью посвящено 300-летию Санкт-Петербурга. Закончится оно 14 августа.
На новом этапе программы теплоход проследует по маршруту Санкт-Петербург – Таллинн – Хельсинки – Рига – Стокгольм – Санкт-Петербург. Но участники похода, в котором принимают участие 120 представителей ЮНЕСКО, Совета Европы, Международной Ассоциации Породненных городов члены Правительства России и министерств РФ, Татарстана и стран ближнего зарубежья, не просто собираются отдохнуть и покататься на теплоходике. Каждый день путешествия буквально напичкан научными семинарами и конференциями: «Великий Волжский путь: история формирования и развития; Торгово-экономические связи на ВВП и Экологические проблемы Поволжского региона».
Как отметил губернатор Петербурга Владимир Яковлев, проблемам экологии уделено повышенное внимание. По его словам, в ситуации быстро растущего и развивающегося Большого Морского порта Санкт-Петербурга недопустимо обмеление Волги, засорение ее затонувшими судами, а также зарастание водорослями Балтийского моря. К этим проблемам и планирует привлечь внимание соответствующих структур губернатор Петербурга.
Сама программа ВВП распланирована до 2005 года. И хотя, организаторы отказались назвать суммы, выделенные на этот проект, они отметили, что финансирование от начала и до конца осуществляется за спонсорские средства.
В следующем году теплоход отправится по маршруту Астрахань – Махачкала – Дербент – Баку – Тегеран.
Последний этап будет посвящен празднованию 1000-летия Казани. И снова теплоход стартует из Санкт-Петербурга, сделав остановки в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде и Казани.
Уже сейчас между городами, планирующими отпраздновать свои юбилеи, идет тесное сотрудничество. Например, администрация Казани занимается реставрацией 40 фасадов домов, расположенных в Петербурге на всех улицах и площадях, имеющих название «Казань». В столице Татарстана уже открыли «Санкт-Петербургский» магазин и планируют переименовать одну из улиц города в «Петербургскую».
Александра Медведева,
Фонтанка.ру