В понедельник прокуратура Санкт-Петербурга направила в Институт мозга человека Российской академии наук специальное представление, запрещающее проводить платные операции на мозге наркоманов. Поводом послужило то, что недавно бывший наркоман Александр Л. выиграл суд у ООО "Медобслуживание" и Института мозга человека РАН.
За 4,5 тысячи долларов Александру была сделана стереотаксическая билатеральная цингулотомия. Проще говоря, ему заморозили часть мозга. По обещаниям врачей, после операции пациент должен был избавиться от наркозависимости. Обещания оказались пустыми, кроме того, у Александра Л. началось нагноение раны.
Вот выдержка из письма начальника отдела по надзору за исполнением законов и охране прав граждан в социальной сфере прокуратуры Санкт-Петербурга С. Чижова: "Сообщаю, что прокуратурой города внесены представления главному врачу клиники Института мозга человека РАН Зельницкому Л.А. об устранении нарушений федерального законодательства с предложением принять меры к неукоснительному соблюдению лицензионных условий и исключению из числа платных медицинских услуг методов лечения больных опийной наркоманией с использованием стереотаксической билатеральной цингулотомии, не утвержденных Минздравом РФ, и и.о. председателя Лицензионной палаты Санкт-Петербурга Ромашовой Е.В. с предложением принять меры по контролю за соблюдением клиникой ИМЧ РАН лицензируемых видов деятельности".
- Мы долго добивались запрета на эти операции, - заявил в понедельник сотрудник Гражданской комиссии по правам человека Александр Иванов. - В свое время они использовались для лечения некоторых психических расстройств, но сейчас они запрещены во многих странах. А у Института мозга человека нет лицензии на проведение этой операции для лечения наркоманов. Стереотаксия может проводиться только в рамках эксперимента. Но пациентов об этом не предупреждали, да еще брали за это немалые деньги. Я думаю, публикация в "Известиях" и наши обращения в прокуратуру сдвинули дело с мертвой точки.
Конечно, у ИМЧ РАН есть возможность обжаловать представление прокуратуры, но вряд ли это произойдет. Ведь кроме Александра Л. многие бывшие пациенты ИМЧ готовы оспаривать свои права в суде.