Конфликт вокруг Котласского целлюлозно-бумажного комбината освещает крупнейшее финансовое информационное агентство Доу-Джонс (США).
Горячая кампания по перехвату контроля за прибыльной целлюлозно-бумажной фабрикой, начавшаяся в России, напоминает о самых мрачных временах беззакония - 90-х годах. Двое из наиболее одиозных олигархов страны объединили силы, чтобы перехватить контроль над ОАО Илим-Палп – владельцем трех крупнейших объединенных бумажных производств страны – у сегодняшнего правления компании.
На прошлой неделе произошло жесткое противостояние на одном из крупнейших заводов Илим-Палпа. Это случилось после того, как вооруженный отряд численностью примерно в 50 человек потребовал доступа на территорию предприятия.
Случившееся – это отвратительное напоминание о том, что до сих пор является реальностью в российских деловых кругах вопреки глянцевому имиджу, представляемому за рубежом президентом Владимиром Путиным и крупнейшими компаниями России.
Случай с Илимом представляет первую проверку для российского правительства. Это шанс продемонстрировать его способности и решимость установить контроль над попиранием системы правосудия, говорится в датированном понедельником заявлении юристов компании Coudert Brothers.
Компания Илим Палп, напуганная незваными гостями, ответила не только личным обращением к Путину, но и к международной прессе и нью-йоркской адвокатской фирме Coudert Brothers.
Илим утверждает, что компании, связанные с Сибалом, одним из столпов бизнес-империи Олега Дерипаски, занимаются силовым давлением, требуя 61 % акций Илим-Палпа, переданных по решениям суда (которые, как утверждает Илим, недействительны).
Объединение Дерипаской алюминиевых производств в 90-е проводилось аналогичными методами.
Святослав Бычков, представитель Илим-Палпа, так описывает юридические претензии Сибала на Котласский комбинат: неизвестный миноритарный акционер подал иск против Илима в суде в отдаленном регионе Кемерово на основании того, что Илим не выполнил инвестиционные обязательства, когда устанавливал контроль над Котласом. Суд, не уведомляя Илим о слушаниях, удовлетворил жалобу и обязал Илим выплатить три миллиарда рублей Котласу. Почти в тот же момент он проинструктировал реестродержателя акций Илима списать достаточное количество акций для покрытия суммы. Компания-реестродержатель, которая принадлежит другому олигарху – Владимиру Когану, – установила цену и продала акции двумя днями позднее компании, также контролируемой Коганом.
В понедельник Коган был недоступен для комментариев.
События развиваются как раз в тот момент, когда одна из наиболее важных законодательных реформ Путина вступает в действие. Одна из важнейших ее целей - вселить уверенность, что коммерческие споры могут быть рассмотрены только арбитражными судами только в присутствии обеих сторон и положить конец случаям наподобие описанного.
Ограниченность во времени заставляет противостоящую сторону торопиться и совершать ошибки. Бычков говорит, что группа, пытавшаяся пробиться на Котласский комбинат на прошлой неделе, делала это на основании документа без подписей и печатей на бланке местного суда в Махачкале в еще более удаленной каспийской республике Дагестан, сопровождаемая человеком, утверждающим, что он из Министерства юстиции, но не сумевшим представить какое-либо удостоверение личности.
Бычков говорит, что группу возглавлял Аркадий Саркисян, сенатор от республики Хакасия и член совета директоров и в Сибале, и в его автопромышленном подразделении – Горьковском автомобильной заводе (ГАЗе). Вопросы, направленные Саркисяну через Сибал и ГАЗ, на момент написания не получили ответа.
Джеффри Т. Смит, информационное агентство Доу-Джонс