Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus ТЕАТРУ БАЛЕТА БОРИСА ЭЙФМАНА ИСПОЛНЯЕТСЯ 25 ЛЕТ

ТЕАТРУ БАЛЕТА БОРИСА ЭЙФМАНА ИСПОЛНЯЕТСЯ 25 ЛЕТ

464

Завтра на сцене Мариинского театра начинается фестиваль спектаклей выдающегося петербургского балетмейстера. Накануне праздничных выступлений состоялась пресс-конферренция, на которой известный хореограф рассказал о том, с чем пришел его театр к юбилею:

- Я всегда знал, что буду балетмейстером, что у меня будет своя труппа, свой театр. Но первый коллектив, который мне достался для руководства, нельзя было даже назвать полноценной труппой - это был "Ритм-балет"... Тем не менее я шел к своей цели и не сломался. Последние двенадцать лет работы с постоянной труппой уже дали мне ощущение свободы, открыли все шлюзы моей фантазии. Главное в нашем деле - не забываться, поддерживать идею "общего котла". Тогда все будет получаться. Сейчас можно с уверенностью сказать, что у нас есть свой стиль.

Это оценили и в Америке - там театр поставили на один уровень с ведущими балетными труппами. Мы теперь не гастролеры, а постоянный театр. Выступаем в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго каждый год. И не только показываем там свои спектакли, но и ежегодно даем премьеру.

О театре всегда хорошо отзывается американская пресса. А российские критики чаще всего занимают критическую позицию по отношению к нам... Главная претензия - самоповторы в постановках. Я же отношу их к тому, что называется авторским стилем. Многим еще не нравится, что мы всегда выступаем под фонограмму. Но, согласитесь, хорошая запись всегда лучше плохого оркестра. В Александринке я вообще не узнаю музыку, под которую должно идти выступление...

Нынешние спектакли в честь 25-летия театра пройдут также под фонограмму в Мариинском театре 1, 2, 3 и 4 августа. Мы представим не просто свой репертуар, а бенефисы пятерых лучших танцовщиков труппы - Юрия Ананяна ("Дон Жуан и Мольер") Елены Кузьминой и Игоря Маркова ("Русский Гамлет"), Веры Арбузовой ("Красная Жизель") и Альберта Галичанина ("Чайковский").

На репетиционном прогоне одного из спектаклей мы встретились с бенефициантом Альбертом Галичаниным - улыбчивым богатырем и талантливым танцовщиком, лауреатом премии "Золотая маска" и заслуженным артистом России. Его бенефис, балет "Чайковский", состоится 4 августа. Первый вопрос журналиста Аллы Шарандиной был о подготовке к предстоящим выступлениям.

- Бенефис - явление по большей части, мне кажется пенсионное, его обычно себе устраивают люди, у которых есть время и возможность заниматься собственным пиаром. А наш бенефис - это просто подарок режиссера труппе. Я, честно говоря, не знаю, что это такое и как все будет проходить. Буду танцевать, как всегда, причем в трех из четырех праздничных спектаклей. Так что получу, наверное, тройную славу.

- Бытует мнение, что на балеты Эйфмана идут как на режиссерские действа, а его артистов никто не знает и славы их работа не приносит...

- Что делать, это участь актеров всех авторских театров. Наши имена известны только узким специалистам - театральным критикам, коллегам-артистам, балетмейстерам да небольшой группке фанатов-балетоманов.

Но, между прочим, надо помнить, что чем выше поднимаешься, тем больнее падаешь. Карабкаться же наверх, к славе, очень трудно. Я знаю многих артистов, переживших низвержение с Олимпа. Для них это была колоссальная трагедия. За чрезмерную гордыню и тщеславие судьба людей всегда наказывает, но вообще без тщеславия и артистом-то стать невозможно.

Конечно, и мне нравятся проявления зрительской любви, узнавание, похвала... Но я всегда себя немного осаживаю, чтобы не потерять ощущение реальности, того, кто я есть на самом деле.

- А кто вы на самом деле?

- Ну не Нарцисс... (улыбается). Просто я должен помнить, что это не я делаю спектакль, а вся труппа. Я работаю на партнера, партнер на меня, а мы вместе - на спектакль. Нельзя переигрывать на сцене.

- Вы учились актерской игре? Ведь в театре Бориса Эйфмана почти все балетные спектакли драматические. "Движение само по себе не значит ничего. Прыгают же лошади, ну и что?" - это убеждение вашего балетмейстера.

- Да, в наших спектаклях нет пустых, просто красивых жестов и поз, все они наполнены содержанием - таково кредо театра и режиссера. Это-то меня и соблазнило, когда Эйфман позвал меня в свой театр из Малого (после Пермского балетного училища и работы по распределению в Уфе я несколько лет был там ведущим солистом): в мире тысячи одинаковых "Лебединых озер", а драматический балет "Чайковский" будет один...

Хотя бывает и так, что Борис Яковлевич говорит: "Так, давайте тут немножко помашем ногами, а смысл потом подложим"... И мы должны наполнить форму драматическим содержанием. Конечно, актерскому мастерству я никогда не учился. Все приходит со временем. Сценический образ, характер вытачивается долго...

- Эйфман никогда в отличие от других балетмейстеров не был танцовщиком, как он дает понять, чего хочет?

- Он просто ставит режиссерскую задачу и говорит: ты - такой-то. Танцуй. Естественно, определенную схему движения он дает, да и сам моего героя изображает. Но я это вряд ли повторю: и мимика, и физиология у нас слишком разные. Я должен только понять, кто я в этом спектакле.

- И как вы готовитесь к роли? Читаете книги, мемуары?

- Конечно! Как же можно играть кого-то, ничего о нем не зная? Это же стыдно. Играя Ивана в "Братьях Карамазовых", разве допустимо не прочитать самих "Братьев Карамазовых"?.. Играя Чайковского и Мольера, нужно знать почти все о их жизни, творчестве. Ведь многие спектакли в нашем театре о личности, о судьбе. И, чтобы рассказать о ней, мы используем только движение. Значит, движение должно быть осознанным, основанном на знании. Вот и читаю. Мы вообще, наверное, самая читающая труппа в мире. И если вам балетные танцовщики говорят, что на чтение у них нет времени, не верьте, отговорки. Всегда можно найти час для Достоевского, Мольера, Борхеса...

- По Борхесу тоже готовится какой-то спектакль?

- Да нет... Просто это занятие - читать хорошие книги - затягивает. В труппе даже своя мода на книги. Кто-нибудь прибежит на репетицию вот с такими глазами: "Что я прочитал!", и все обязательно тоже бросятся составлять собственное мнение для литературных дискуссий. Обычно, кстати, хорошие книги читаем. Иногда, конечно, попадаются под руку приключения какого-нибудь "Слепого", "Бешеного", немого или глухого... Сюжет там закручен - не оторваться. Но зато, когда закрываю такую книжку, понимаю, что я поглупел минимум года на три. Из беллетристики мне нравятся только романы Акунина. Когда открыл "Азазеля", вообще восхитился - какой язык! Автор тоже работает над темой, изучает литературу, мемуары, это заметно и приятно. Жаль только, что его книги несколько однообразны... Впрочем, сейчас у нас в театре модно читать "Иллюзии" Ричарда Баха. Снова тащим друг у друга книжки.

- Вы тоже у кого-то стащили?

- Взял у жены Елены Кузьминой. Она работает в труппе вместе со мной. Я с Еленой познакомился, когда она только пришла в труппу - юная, 19-летняя. А я уже тогда нагулявшийся был... Срочно требовалось влюбиться по-настоящему. И получилось. Мы с женой танцуем вместе во многих спектаклях. В "Чайковском" я играю композитора, а Елена - его жену Антонину Милюкову, в "Русском Гамлете" она играет Екатерину II, а я ее Фаворита, этакий продукт слияния двадцати двух официальных любимцев Екатерины.

- Жена не взяла вашу фамилию?

- В театре так не принято. Ну это бы напоминало цирк: "На арене династия Галичаниных"...

- А откуда у вас такая звучная фамилия? Это же не псевдоним?

- Настоящая. Я сам совсем недавно узнал о своих корнях. Нашел по базе данных своего однофамильца, который, оказывается, вел генеалогическое древо Галичаниных. Выяснилось, что мой прапрапрадед, удмурт из Дикой дивизии, чем-то отличился под Галичем и получил это гордое прозвище. А вернувшись, назвал так всю свою деревню.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях