Завтра на сцене Мариинского театра начинается фестиваль спектаклей выдающегося петербургского балетмейстера. Накануне праздничных выступлений состоялась пресс-конферренция, на которой известный хореограф рассказал о том, с чем пришел его театр к юбилею:
- Я всегда знал, что буду балетмейстером, что у меня будет своя труппа, свой театр. Но первый коллектив, который мне достался для руководства, нельзя было даже назвать полноценной труппой - это был "Ритм-балет"... Тем не менее я шел к своей цели и не сломался. Последние двенадцать лет работы с постоянной труппой уже дали мне ощущение свободы, открыли все шлюзы моей фантазии. Главное в нашем деле - не забываться, поддерживать идею "общего котла". Тогда все будет получаться. Сейчас можно с уверенностью сказать, что у нас есть свой стиль.
Это оценили и в Америке - там театр поставили на один уровень с ведущими балетными труппами. Мы теперь не гастролеры, а постоянный театр. Выступаем в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго каждый год. И не только показываем там свои спектакли, но и ежегодно даем премьеру.
О театре всегда хорошо отзывается американская пресса. А российские критики чаще всего занимают критическую позицию по отношению к нам... Главная претензия - самоповторы в постановках. Я же отношу их к тому, что называется авторским стилем. Многим еще не нравится, что мы всегда выступаем под фонограмму. Но, согласитесь, хорошая запись всегда лучше плохого оркестра. В Александринке я вообще не узнаю музыку, под которую должно идти выступление...
Нынешние спектакли в честь 25-летия театра пройдут также под фонограмму в Мариинском театре 1, 2, 3 и 4 августа. Мы представим не просто свой репертуар, а бенефисы пятерых лучших танцовщиков труппы - Юрия Ананяна ("Дон Жуан и Мольер") Елены Кузьминой и Игоря Маркова ("Русский Гамлет"), Веры Арбузовой ("Красная Жизель") и Альберта Галичанина ("Чайковский").
На репетиционном прогоне одного из спектаклей мы встретились с бенефициантом Альбертом Галичаниным - улыбчивым богатырем и талантливым танцовщиком, лауреатом премии "Золотая маска" и заслуженным артистом России. Его бенефис, балет "Чайковский", состоится 4 августа. Первый вопрос журналиста Аллы Шарандиной был о подготовке к предстоящим выступлениям.
- Бенефис - явление по большей части, мне кажется пенсионное, его обычно себе устраивают люди, у которых есть время и возможность заниматься собственным пиаром. А наш бенефис - это просто подарок режиссера труппе. Я, честно говоря, не знаю, что это такое и как все будет проходить. Буду танцевать, как всегда, причем в трех из четырех праздничных спектаклей. Так что получу, наверное, тройную славу.
- Бытует мнение, что на балеты Эйфмана идут как на режиссерские действа, а его артистов никто не знает и славы их работа не приносит...
- Что делать, это участь актеров всех авторских театров. Наши имена известны только узким специалистам - театральным критикам, коллегам-артистам, балетмейстерам да небольшой группке фанатов-балетоманов.
Но, между прочим, надо помнить, что чем выше поднимаешься, тем больнее падаешь. Карабкаться же наверх, к славе, очень трудно. Я знаю многих артистов, переживших низвержение с Олимпа. Для них это была колоссальная трагедия. За чрезмерную гордыню и тщеславие судьба людей всегда наказывает, но вообще без тщеславия и артистом-то стать невозможно.
Конечно, и мне нравятся проявления зрительской любви, узнавание, похвала... Но я всегда себя немного осаживаю, чтобы не потерять ощущение реальности, того, кто я есть на самом деле.
- А кто вы на самом деле?
- Ну не Нарцисс... (улыбается). Просто я должен помнить, что это не я делаю спектакль, а вся труппа. Я работаю на партнера, партнер на меня, а мы вместе - на спектакль. Нельзя переигрывать на сцене.
- Вы учились актерской игре? Ведь в театре Бориса Эйфмана почти все балетные спектакли драматические. "Движение само по себе не значит ничего. Прыгают же лошади, ну и что?" - это убеждение вашего балетмейстера.
- Да, в наших спектаклях нет пустых, просто красивых жестов и поз, все они наполнены содержанием - таково кредо театра и режиссера. Это-то меня и соблазнило, когда Эйфман позвал меня в свой театр из Малого (после Пермского балетного училища и работы по распределению в Уфе я несколько лет был там ведущим солистом): в мире тысячи одинаковых "Лебединых озер", а драматический балет "Чайковский" будет один...
Хотя бывает и так, что Борис Яковлевич говорит: "Так, давайте тут немножко помашем ногами, а смысл потом подложим"... И мы должны наполнить форму драматическим содержанием. Конечно, актерскому мастерству я никогда не учился. Все приходит со временем. Сценический образ, характер вытачивается долго...
- Эйфман никогда в отличие от других балетмейстеров не был танцовщиком, как он дает понять, чего хочет?
- Он просто ставит режиссерскую задачу и говорит: ты - такой-то. Танцуй. Естественно, определенную схему движения он дает, да и сам моего героя изображает. Но я это вряд ли повторю: и мимика, и физиология у нас слишком разные. Я должен только понять, кто я в этом спектакле.
- И как вы готовитесь к роли? Читаете книги, мемуары?
- Конечно! Как же можно играть кого-то, ничего о нем не зная? Это же стыдно. Играя Ивана в "Братьях Карамазовых", разве допустимо не прочитать самих "Братьев Карамазовых"?.. Играя Чайковского и Мольера, нужно знать почти все о их жизни, творчестве. Ведь многие спектакли в нашем театре о личности, о судьбе. И, чтобы рассказать о ней, мы используем только движение. Значит, движение должно быть осознанным, основанном на знании. Вот и читаю. Мы вообще, наверное, самая читающая труппа в мире. И если вам балетные танцовщики говорят, что на чтение у них нет времени, не верьте, отговорки. Всегда можно найти час для Достоевского, Мольера, Борхеса...
- По Борхесу тоже готовится какой-то спектакль?
- Да нет... Просто это занятие - читать хорошие книги - затягивает. В труппе даже своя мода на книги. Кто-нибудь прибежит на репетицию вот с такими глазами: "Что я прочитал!", и все обязательно тоже бросятся составлять собственное мнение для литературных дискуссий. Обычно, кстати, хорошие книги читаем. Иногда, конечно, попадаются под руку приключения какого-нибудь "Слепого", "Бешеного", немого или глухого... Сюжет там закручен - не оторваться. Но зато, когда закрываю такую книжку, понимаю, что я поглупел минимум года на три. Из беллетристики мне нравятся только романы Акунина. Когда открыл "Азазеля", вообще восхитился - какой язык! Автор тоже работает над темой, изучает литературу, мемуары, это заметно и приятно. Жаль только, что его книги несколько однообразны... Впрочем, сейчас у нас в театре модно читать "Иллюзии" Ричарда Баха. Снова тащим друг у друга книжки.
- Вы тоже у кого-то стащили?
- Взял у жены Елены Кузьминой. Она работает в труппе вместе со мной. Я с Еленой познакомился, когда она только пришла в труппу - юная, 19-летняя. А я уже тогда нагулявшийся был... Срочно требовалось влюбиться по-настоящему. И получилось. Мы с женой танцуем вместе во многих спектаклях. В "Чайковском" я играю композитора, а Елена - его жену Антонину Милюкову, в "Русском Гамлете" она играет Екатерину II, а я ее Фаворита, этакий продукт слияния двадцати двух официальных любимцев Екатерины.
- Жена не взяла вашу фамилию?
- В театре так не принято. Ну это бы напоминало цирк: "На арене династия Галичаниных"...
- А откуда у вас такая звучная фамилия? Это же не псевдоним?
- Настоящая. Я сам совсем недавно узнал о своих корнях. Нашел по базе данных своего однофамильца, который, оказывается, вел генеалогическое древо Галичаниных. Выяснилось, что мой прапрапрадед, удмурт из Дикой дивизии, чем-то отличился под Галичем и получил это гордое прозвище. А вернувшись, назвал так всю свою деревню.