Картина Марка Шагала "Старый Витебск" возвращается в Русский музей. Эта история стала уже настоящим международным детективом. Почти год спецслужбы России и США искали эту небольшую акварель, похищенную из Еврейского музея Нью-Йорка. Картина стоимостью миллион долларов принадлежала частному коллекционеру из Петербурга.
В ту ночь в Еврейском музее была встреча друзей. Друзей собралось более 200 человек. Утром уборщик нашел вывинченные шурупы, а в Интернете появилось сообщение, где некто, себя не назвавший, предлагал вернуть картину, в обмен на гарантии мира на Ближнем Востоке.
"В течение вот этих 7 месяцев велась совместная работа Русским музеем, Министерством культуры, американскими и нашими правоохранительными органами по поиску этой вещи", - говорит директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
Дальнейшее происходило уже в духе авантюрных историй О.Генри. Сотрудник почтового офиса столицы штата Канзас, куда свозили неполученные отправления из десятков провинциальных городов, обратил внимание на посылку необычной формы. То, что он увидел, разрезав грубый картон, поразило даже опытного служащего - за всю практику он ни разу не помнил, чтобы картина без адреса и специальной маркировки пылилась среди забытых бандеролей.
"Он открыл отправление, увидел рисунок, посмотрел, что рассказывают в Интернете, потом связался с ФБР. Все это было доставлено в Нью-Йорк, и машина начала работать", - рассказывает главный хранитель Русского музея Иван Карлов.
Похитителя искали долго. Спецслужбы сбились с ног, а работа Шагала все это время оставалась на Восточном побережье Америки, как вещественное доказательство. Позднее агенты ФБР заявили, что картина была отправлена по почте, либо потому, что преступник разочаровался в экстравагантном способе установления мира на Ближнем Востоке, либо потому, что банально опасался обыска - так как следствие все больше склонялось к версии кражи кем-то из "своих". И Шагала вернули в Россию.
По желанию владельца картины, подлинность которой уже подтверждена, останется на долговременном хранении в Государственном Русском музее. Вопрос ее дальнейшего участия в выставках пока не обсуждается. Специалисты говорят, что с момента возвращения работы Шагала в Россию прошло слишком мало времени, и картина должна просто "отлежаться" в музейных фондах.