В минувшее воскресение в ознаменование закрытия IX фестиваля «Свинг белой ночи» состоялся четырех часовой гала-концерт лучших джаз-бэндов Петербурга.
Публика начала собираться уже за час до начала концерта. Сказать, что сейчас джаз – музыка не только для толстых, значит, не сказать ничего. На скамейках, газонах, просто на асфальте размещались, весело переругиваясь, студенты и пенсионеры, мамы с детьми и патлатые мальчики. А на импровизированной сцене у Русского музея в это время настраивались оркестранты.
Началось все с маленького конфуза. 13:00 – музыканты начинают играть. И останавливаются. Зрители мило улыбаются. Еще один заход, и тот же финал. Зрители недоумевают. Музыканты начинают играть в третий раз и, когда мелодия обрывается опять, публика, не выдержав, начинает свистеть. На сцену летящей походкой всходит маленький человечек, остряк и балагур, Владимир Фейертаг, летописец от джаза. Он быстро успокаивает всех, сообщая, что все «неполадки» - всего лишь часть сценария.
Итак, на сцене «Саксофоны Петербурга» под управлением Геннадия Гольштейна. В оркестре - молодые дарования и мастодонты джазовой сцены (О. Кувайцев, В.Стрельников, А. Лыткин). А солирует обожаемая дирижером Яна Радион. Мелодии в стиле мэйнстрим 20-40-х годов прошлого столетия. Известные и не очень. Виртуозно исполненные. Публика заводится: все чаще слышны аплодисменты, крики «браво», свист.
Неимоверно печет солнце. Люди прячутся под зонты и панамки, но не уходят. Аплодисменты уже слышны из-за ограды Русского музея.
Подогреваемые публикой, стараются музыканты. Подогреваемые музыкантами, зрители также стараются вовсю.
Последний аккорд последней композиции, но зрители не хотят отпускать оркестрантов. На помощь, как всегда, приходит всезнающий Фейертаг с новой порцией историй о джазе. Сам он позже признался или пошутил, что все, что говорится о джазе, такая же импровизация, как и сам джаз.
На сцене «Doo Bop Sound». Их музыка - далеко не мэйнстрим. Это фанк-джаз – направление, основанное Майлзом Дэвисом. Одним из инструментов, необходимых для фанк-джаза, является труба с сурдиной (инструмент Дэвиса). Именно благодаря этому инструменту, фанк-джаз приобретает особое, глубинное звучание. После ровных волн мэйнстрима «Саксофонов Петербурга» музыка «Doo Bop Sound» освежает, словно бриз. В этой команде каждый -индивидуальность. Это ярче, чем где бы то ни было, проявляется в музыке, которую они играют. А играют они, в основном, композиции своего сочинения.
Первоначальная толпа на время их выступления слегка рассеялась, но оставшиеся зрители получили от самозабвенно выкладывающихся музыкантов (гитарист Алексей Дегусаров даже порвал струну во время соло) незабываемое впечатление. Думаю, что они переманили в стан фанатов джаза не мало случайно заблудших на площадь Искусств душ.
И все же по накалу страстей их выступление не может сравниться с выступлением Ленинградского Диксиленда под управлением Олега Кувайцева. Своим свингово-боповым звучанием они в буквальном смысле завели всю площадь. Первыми, как ни странно, в пляс пустились любители джаза, скажем так, пенсионного возраста. И делали они это так лихо, что буквально через пятнадцать минут танцевать было уже негде. Да и в округе народу прибыло.
Более сорока лет существует Ленинградский Диксиленд. За это время со своими поклонниками они успели сродниться. Одна мелодия была напрямую посвящена паре, которых язык не поворачивается назвать пенсионерами, так потрясающе они держатся. Наравне с музыкантами, они на время стали героями концерта.
Свое выступление Ленинградский Диксиленд закончил армстронговской «Когда святые маршируют», которую то там, то сям подхватывали зрители, не участвующие в танцах.
Точку в гала-концерте и фестивале поставил «Калипсо блюз бэнд». Харизматичный Дмитрий Кустов (солист и гитарист бэнда) заставил танцевать под блюз, тех, кто так недавно еще отплясывал под рок-н-ролл.
Потихоньку на небе собирались тучки. Гала-концерт подходил к концу. Надо отдать дань устроителям, все закончилось быстро и без излишней помпы.
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру