В ночь с субботы на воскресенье будет нам праздник, колдовской, ведьминский, праздник цветения папоротника и разгула стихий земли, летнего солнцестояния и костров. Иван Купала придет. Праздник этот настолько сакральный и таинный, что городские власти его для горожан не проводят. По крайней мере, массовых гуляний во всех районах города не ожидается.
Вот на Елагином острове, в парке ЦПКиО, обещаются «Купальские посиделки». Выступают русские чудо-богатыри, фольклорные группы, организовано будет народное гулянье. Да, пожалуй, и только. А ведь раньше, в позапрошлом веке, праздновали день Солнцеворота везде и всюду.
Купальная ночь - самая короткая, этой ночью никто не должен спать. Все собирали цветы и травы, девушки завивали венки из трав и пускали их на воду (гадали на венках); искали цветущий папоротник, который по преданию раскрывался только на несколько мгновений в полночь на Иванов день и давал возможность нашедшему его повелевать миром, угадывать будущее.
Как сообщает «Энциклопедия славянской мифологии», Иван Купала (иванова ночь, иванов день) — один из главных праздников календаря, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника ("ночь накануне Ивана Купалы"), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства и др. Содержательным стержнем всей купальской обрядности является мотив изгнания, выпроваживания нечистой силы, которая, по народным представлениям, особенно опасна в это время.
Центральным актом купальского обряда является символическое уничтожение ведьмы. Символизирующий ведьму ритуальный предмет (чучело, зелень, конский череп, старая обувь и т. п.) уничтожали, выбрасывали за пределы деревни, отпугивали ритуальным шумом.
Наиболее типичный способ уничтожения ведьмы — сожжение на костре, причем само возжигание костра часто обозначается выражением "ведьму палить". В костре сжигались специально изготовляемые ритуальные предметы — символы купальского обряда: чучело, срубленное и украшенное деревце, пучки веток, цветов, зелени, укрепленные на шесте, и др. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы и игры, после чего их уничтожали. Сжигались также предметы, служившие основой костра: воткнутые в землю шесты, палки с укрепленными на них колесами, корзинами и т. п., рогатины, увешанные венками, лаптями и т. п.
Чучело могло изготовляться из пучков зелени или просто заменяться пучком травы, букетом цветов и т. п. которые также назывались Ведьма или Купайло. Иногда носили на шесте украшенное деревце — березку, вербу или сосенку или украшали растущее деревце, укрепляли на его верхушке чучело, колесо, солому, цветы и т. п. и раскладывали вокруг него костер.
Особое место в купальском реквизите занимают венки, которые использовались преимущественно для ряжения девушек и гадания, а затем служили объектом уничтожения: их бросали в костер, в воду, разрывали на части, относили в огород, забрасывали на крышу, реже — относили на кладбище, бросали в колодец. Но нередко купальские венки сохранялись и использовались для лечения или магических действий.
Поэтому никто не мешает современным и прогрессивным молодым людям пускать венки по Неве, прыгать через костер, искать в лесу папоротник и веселиться от души. Тем более, что ни в какую нечистую силу люди сейчас уже и не верят.
А погода на выходные обещается хорошая, по крайней мере, так говорят синоптики. Так, может, рвануть в леса на Купальскую ночь?..
Фонтанка.ру