26 июня в 14.00 у дома 5 по Итальянской улице состоится торжественное открытие мемориальной доски великой русской балерине Анне Павловой. Инициатором этого события стал Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. В этом доме Анна Павлова жила в 1810 году. Авторы доски – архитектор Татьяна Николаевна Милорадович, скульптор – Вадим Иванович Трояновский.
Анна Павлова родилась 31 января 1881 года в Петербурге, мать ее была прачкой, а отец – солдатом. В 1891 году она поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, по окончании которого в 1889 году ее зачислили в труппу Мариинского театра. В 1906 году А. Павлова переведена в разряд балерин. В составе труппы Анна Павлова числилась как "Павлова – вторая", так как до ее прихода в театр в балетной труппе уже была одна Павлова, которая и стала именоваться "первой". Однако "второй" порядковый номер не помешал Анне Павловой стать больше, чем "первой", стать эталоном, стать великой в истории русского и мирового балета.
В рамках репертуара Мариинского театра А. Павлова танцевала партии широкого жанрового диапазона. Жизель в одноименном балете Адольфа Адана. Баядерка в одноименном балете. Китри в "Дон Кихоте" Людвига Минкуса...
Анне Павловой была непостижимым образом близка природа трагического. В партии Жизели, одном из лучших созданий хореографии XIX века, молодая балерина покорила капризный надменный Питер искренностью, простотой, поэтичностью. Жизель Павловой — не просто "виденье гробовое". Неуспокоенная душа, полупризрак былинных сказаний предков, возникает она из мира мертвых, чтобы умолить "сестриц", ушедших из мира до венца, сохранить жизнь ее возлюбленному.
Однако наиболее ярко ее творческая индивидуальность и необыкновенный драматический талант раскрылся в балетах Михаила Фокина, верным творческим сотрудником которого А. Павлова была в период его реформаторских начинаний. Она исполняла центральные партии в поставленных им балетах – "Виноградная лоза", "Шопениана", "Павильон Армиды", "Египетские ночи" и др.
В Анне Павловой в непостижимой мере сочетались возвышенное и земное. Соприкоснувшись в своем гастрольном марафоне с аборигенами-индейцами, она на какие-то мгновения перевоплотилась... в одного из них. Сохранились фотоснимки: на борту корабля балерина вдруг стала индианкой, с характерной прической, прищуром глаз да еще и трубкой во рту. В Голливуде она знакомится с Чарли Чаплиным и однажды, к немалому удивлению своей маленькой труппы, копирует походку Чарли, жестом мима — его котелок.
С 1908 года, с началом русских балетных сезонов в Париже, организованных Сергеем Дягилевым, Анна Павлова переходит на положение гастролерши. Ее выступления проходят триумфально и с этого начинается ее всемирная известность. По личным причинам в 1910 году она уходит от Фокина и вскоре создает собственную труппу. С ней она объехала весь мир, пропагандируя русскую балетную школу.
Россия словно уплывала из-под ног Анны-Лебедя. Рига, Стокгольм, Копенгаген, Берлин, Париж, а за кулачком Европы — пятипалый континентальный мир — от Японии до Америки. Первым и громким триумфам балета Сергея Дягилева в Париже послужили "Клеопатра" и "Сильфиды" Павловой в 1909 году. Балерина не удержалась в соседстве с Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нижинским, дягилевскими сюрфаворитами и предпочла кругосветные путешествия без соперников. В Россию не вернулась. Мир стал чужбиной, лондонский домик Айви-хауз — приютом, лебедь Джек — любимым существом, гастрольное изнеможение — хроническим.
В карьере Анны Павловой сказались ее страстное чувство независимости, свободы, стремление избежать "золотой клетки" императорской сцены (да и иных). Начало ее гастрольной, а вернее, скитальческой, жизни совпало с созданием хореографической миниатюры — шедевра "Лебедь", очень скоро, благодаря духовно-эмоциональному "курсиву" балерины, приобретшего эпитет "умирающий". Несомненно, эта трехминутная композиция — фаворит в новаторских поисках начала века, отголосок "Стихов о Прекрасной Даме" и "Балаганчика" Александра Блока, благородного пассеизма художников "Мира искусства", тревожного затишья перед набатом века-волкодава — Первой мировой. Постановка "Лебедя" Михаила Фокина для Анны Павловой — сгусток реквиема, исповедь еще живой души в смиренном трепете перед роком в идеальном отречении от земного перед вознесением в синеву вечного.
С именем Анны Павловой связано и рождение маленького балетного шедевра – "Умирающего лебедя" на музыку Сен-Санса "Лебедь". Этот номер стал поэтическим символом русской хореографии и самой балерины. Он же стал ее реквиемом. В день ее смерти 23 января 1931 года - такой неожиданной, что не успели отменить представление в Гааге, где она должна была танцевать "Умирающего лебедя", - перед закрытым занавесом администрация театра объявила трагическое известие и предложила всем желающим вернуть билеты в кассу и получить обратно деньги. Но ни один зритель не покинул зал. Все стоя почтили память великой балерины.
Фонтанка.ру