Памятников в Петербурге много – и будет еще больше. Что ни день, то новый проект памятника тому или иному деятелю, а жило их в нашем городе ой как немало. Причем проекты выдвигают не только городские власти, но и частные компании, а также политические организации.
Два памятника Блоку, памятник Иосифу Бродскому, памятник первому президенту Греции Иоанну Каподистрии... Это лишь малая толика тех монументов, которые появятся в Петербурге за юбилейный год. Кажется, что весь мир сошел с ума и решил завалить нас памятниками.
Иногда городская администрация узнает о появлении новых монументов только из прессы, как случилось с памятником Николаю Второму, который был установлен у алтарной стены Крестовоздвиженского собора на Лиговском проспекте 19 мая 2002 года. Памятник сооружен по проекту петербургского скульптора Сергея Алипова, известного по странному модернистскому монументу Альфреду Нобелю на Петроградской набережной. Однако, в отличие от памятника Нобелю, бюст последнего русского царя появился, с точки зрения городских властей, стихийно – безо всякого на то их соизволения. Столь же самостийно возник и памятник легендарному футболисту Пеке (Петру Дементьеву) у Петровского стадиона. И это – далеко не полный список «самодеятельных» монументов.
То ли дело как раз в этом памятнике, то ли горожанам и властям города почему-то не хочется при каждом шаге спотыкаться о монументальную скульптуру, но факт остается фактом: решено несколько ограничить «памятную» инициативу.
Комитетом по градостроительству и архитектуре подготовлен проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга «Об организации общественного обсуждения памятников и элементов благоустройства городской среды, предлагаемых в качестве подарков к 300-летию Санкт-Петербурга». Ключевой пункт проекта распоряжения предполагает образование в Санкт-Петербурге межведомственной общественной комиссии по приемке памятников (КПП) и элементов благоустройства, предлагаемых в качестве подарков к 300-летию города.
Аббревиатура КПП выглядит не случайной: Комиссия по приемке памятников будет своего рода контрольно-пропускным пунктом на пути установки монументов в Санкт-Петербурге. Памятник – вещь интегральная, она несет не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. И если художественные и градостроительные аспекты городской скульптуры (ее пластические качества, а также вопросы ее размещения и архитектурной аранжировки) сегодня рассматриваются Градостроительным советом Санкт-Петербурга, то ее семантический и образный ряды «ускользают» от обсуждения и оценки. Вернее, обсуждение и оценка происходят post factum, что вызывает обоснованное неудовольствие горожан.
В средствах массовой информации регулярно появляются статьи с предостережением от избыточного насыщения монументальной скульптурой городской среды Санкт-Петербурга. Искусствоведы справедливо отмечают как отсутствие в городе современной концептуальной скульптуры, так и слабое качество работ «академической школы», явно уступающих классическим образцам.
Как полагает главный художник Санкт-Петербурга Иван Уралов, эта ситуация в преддверии 300-летия города может усугубиться и даже стать критической, угрожающей уникальной целостности исторической, культурной и художественной среды Санкт-Петербурга. По словам Ивана Уралова, речь идет об «ажиотажной волне дарения городу разнообразных монументов». Насколько уместны в петербургском контексте памятники Джамбулу, Джорджу Вашингтону, адмиралу Крюйсу, Якубу Коласу? Обоснованно ли одновременное появление двух памятников Андрею Первозванному (работы Вячеслава Чеботаря и Альберта Чаркина), нескольких Аллей Славы, Героев, Олимпийцев, Адмиралов; нескольких скульптурных композиций с морской тематикой (погибшим кораблям, погибшим морякам, женам моряков)?
Не многовато ли будет новых памятников Петру I: работы Антокольского у Сампсониевского собора (воссоздание), Кассель–Шмидта на Охте (подарок из Риги), А. Мурзина – на Петровском острове и, наконец, Зураба Церетели – в парке 300-летия Санкт-Петербурга (в составе многофигурной композиции, включающей, помимо скульптуры Петра, бюсты деятелей отечественной истории и аллегорические фигуры «Сила», «Справедливость», «Стихии Петербурга» и др.)? Руководство КГА надеется, что Комиссия по приемке памятников поможет Администрации в поиске ответов на подобные вопросы. В свою очередь, редакция Фонтанки.ру искренне надеется, что Церетели к нам не пройдет – пусть работает спокойно в Париже.
КГА неоднократно пытался переключить энергию меценатов в русло воссоздания утраченных декоративных элементов памятников архитектуры, например – горельефа на фронтоне Манежа, скульптуры Минервы на здании Академии художеств, скульптурной группы на здании б. Германского посольства на Исаакиевской площади и др. Но те, как правило, предпочитают украшать город по своему вкусу и усмотрению.
«Как люди вежливые», - говорит Иван Уралов, - «мы не можем не принимать подарки. Но это не означает ни того, что все они непременно должны быть размещены в городской среде, ни того, что это произойдет в течение года, оставшегося до юбилейных торжеств». КГА предлагает создать своего рода скульптурный пленэр, где дареные памятники будут ждать решения своей участи. В качестве возможных площадок для временной экспозиции главный художник называет парк 300-летия Санкт-Петербурга или свободные территории близ Ледового Дворца.
Подготовленный КГА проект распоряжения губернатора предписывает в кратчайшие сроки разработать методику временного экспонирования и процедуру обсуждения скульптурно-монументальных подношений. Вновь образуемая Общественная комиссия по приемке памятников и элементов благоустройства (КПП) займется разработкой этой методики совместно со Штабом по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
Показательно, что в Москве, которая уже справила свой 850-летний юбилей, идет аналогичный процесс: городская Дума обсуждает новый порядок установки преподносимых столице памятников. Депутаты постановили, что отныне вопросы быть или не быть этим памятникам и где быть будут выноситься на рассмотрение Комиссии по монументальному искусству. Предусмотрена и административная ответственность за самовольную установку. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях виновные в ней физические и юридические лица подвергнутся штрафу, а само произведение – демонтажу.
Фонтанка.ру