Петербургские кузнецы намерены подарить к юбилею города 300 эксклюзивных фонарей, пробить «Окно в Европу» и украсить своими работами Кузнечный переулок.
Долгие годы мастера художественной ковки творили, не выходя на публику. Впервые кузнецы широко заявили о себе на декабрьской выставке в Манеже. Устроители с удивлением наблюдали стоящую на морозе очередь — такой был успех. Многие работы зрителей просто ошеломили своей неуемной фантазией, изяществом, оригинальностью.
Конечно, Гильдия кузнецов и художников по металлу Петербурга и Северо-Западного региона готовится к юбилею города. В официальную программу празднования 300-летия вошел проект «Окно в Европу». По замыслу авторов Владимира Маркова и Владимира Сохоневича, художественная композиция «Окна» будет состоять из модулей различной конфигурации. Каждый мастер получает ячейку строго заданных размеров. И на этом пространстве создает свое произведение. Это может быть литье, ковка, витраж, эмаль, сочетание металла с природными материалами.
Уже многие российские и зарубежные мастера заявили о своем желании принять участие в проекте. Сейчас выбирается место для символического «Окна в Европу». Есть интересное предложение от администрации Адмиралтейского района, возможно, композиция разместится в новом Парке 300-летия Петербурга. «Окно» будет «прорубаться» многонациональным мастеровым людом во время кузнечного фестиваля с 1 по 7 сентября 2003 года.
Другой проект, «300 фонарей 300-летнему юбилею», — идея молодого художника Василия Кондурова.
— Наш город полуслепой по сравнению с Москвой, — говорит президент гильдии Татьяна КОВША. — Юбилей — хороший повод, чтобы это положение в определенной степени исправить. Мы готовы подарить городу 300 авторских фонарей, сюжетно отражающих какие-то события из истории Петербурга. Ориентировочная стоимость каждой работы около тысячи долларов. Помощь города понадобится только в установке и подключении к электросети. Заявки для участия в программе принимаются до 30 сентября текущего года. Откликнулись московские, уральские мастера. Признательность Петербургу своим трудом готовы выразить кузнецы из разных городов мира.
Есть у петербургских кузнецов и еще одна интересная идея, воплощенная в проекте Эдуарда Фокина. В Кузнечном переулке Центрального района планируется создать пешеходную зону. В память о предках мастера хотят украсить своими работами бывшую Кузнечную слободу, где в XIX веке жили и трудились дворцовые художники по металлу. И таким образом напомнить горожанам, почему этот переулок называется Кузнечным. Также к юбилею гильдия готовит первый в России выпуск каталога «Мастер по металлу», где большой блок материалов будет посвящен петербургским художникам.
— Судя по юбилейной программе, слухи о кузнечном буме в городе не слишком преувеличенны?
ФОТО Александра ДРОЗДОВА— Востребованность кузнечного ремесла — зримый признак возрождения России. Приобрести изделие из металла уже не считается, как в прошлые времена, приметой ненужного излишества. Красивые вещи ручной работы ценятся все больше. По моей компьютерной базе, числится порядка 500 мастеров по Петербургу и Ленинградской области. В то же время постоянно приходится убеждаться, что есть неизвестные умельцы.
Вот несколько месяцев назад на Моховой отреставрировали козырек. Почерк незнакомый. И что примечательно: козырек сразу заметили наши мэтры художественной ковки и тоже были приятно удивлены. Пока гадали, чья это работа, на меня вышли ребята из творческой мастерской «Архонт». Оказалось, это их козырек.
— Кто кормит кузнеца? В смысле «заказывает музыку»?
— Город не главный наш кормилец, к сожалению. Если удается получить городской заказ, то мастера знают, что деньги вовремя не получат. Как правило. С частным заказчиком тоже не все гладко. Перед мастером возникает масса проблем, которые в одиночку трудно решить. Поэтому мы и создали гильдию, некоммерческое партнерство.
Ко мне стекается информация, где кузница освободилась, кто ищет оборудование, подмастерьев. Сообща дешевле закупать материалы, кокс. Зимой кузнецы сидят на голодном пайке, а к лету заказчик просыпается. Чтобы уложиться в сроки, приходится кооперироваться, большой заказ делить на части.
Вместе легче отстаивать свои права. Обычно заказчик платит мастеру аванс, которого даже не всегда хватает на закупку материала, аренды кузницы. Дальше идет оплата по конечному результату. Бывают случаи, когда после установки готового изделия богатый дядя просто указывает мастеру на дверь.
— Каков средний возраст питерских кузнецов?
— Лет сорок — пятьдесят. Но уже их ученики становятся мастерами. И более опытные, и молодые хотят участвовать в городских программах, заявить о себе. Конечно, надо уметь зарабатывать. Но без общественного признания творческому человеку тяжело. За последние два года нам удалось принять участие в нескольких выставках, провести два мастер-класса на Манежной площади, и многие имена зазвучали. Это крайне важно.
— От ваших коллег приходилось слышать, что гильдии очень повезло с президентом. Но молота в руках вам не удержать, к наковальне вы не подходите. Как же удается управлять столь неординарным мужским коллективом?
— Это мне с ними повезло. Люди яркие, самодостаточные, каторжные работяги, а в бизнесе многие совершенно не ориентируются. Представлением, продвижением их творчества обязательно надо заниматься, что как менеджер я и стремлюсь делать.
— Есть у кузнецов что-то общее в характерах?
— Определенно есть. Физическая сила, доброта. Душа нараспашку — это многим из них свойственно. Может, поэтому среди кузнецов так мало людей состоятельных, хотя их работы со временем становятся поистине народным достоянием. Вот умер недавно Сережа Никандров. На выставке в Манеже демонстрировался его шедевр — великолепный «манерный» стол-шпилька. А мастер при жизни этой работой едва ли бы расплатился за аренду помещения.
Кузнецы в хорошем смысле патриотичны. Если в архитектуре города появилось что-то некрасивое, уродующее, то принимают близко к сердцу, переживают. Не просто критикуют, возмущаются, а именно переживают. Валера Галкин, например, даже задался целью собрать фотоальбом современного безвкусного металлодекора, чтобы предъявить эти художества градостроительному совету.
А чтобы понять, как они к своему ремеслу относятся, расскажу такой эпизод. Был юбилей у Володи Маркова. В его мастерской в Вырице человек тридцать собрались. Смотрели фильм Би-би-си. Английский мастер демонстрировал фрагменты ковки и бросил на наковальню тряпку. И все как-то сразу на этот жест среагировали. Один из ребят бросил такую фразу: «Он бы еще на наковальню сел!». Вот какое отношение.
Немногие знают, какой культурный пласт нашего общества представляют эти люди. Работающий в поту, окалине, далекий от светской жизни мастер может читать на английском Гамлета. Это действительно так.
...У Гильдии петербургских кузнецов планов прямо-таки громадье. Создать школу художественной ковки, иметь в северной столице свою галерею и место, где мастеровые люди могли бы собираться, обсуждать свои проблемы, обмениваться опытом. Они завидуют москвичам. Там в городской программе на развитие ремесел предусмотрены бюджетные средства, выделены хорошие отремонтированные помещения. Наши на такое внимание и не рассчитывают.
После долгих мытарств и борьбы с конкурентами в марте решением КУГИ петербургской Гильдии кузнецов отдали в аренду старый, требующий основательного ремонта дом по адресу: набережная Бумажного канала, 12-г. Но в течение нескольких месяцев хозяева не могли получить ключи от здания. «Бумаги ходили от одного чиновника к другому, — с возмущением говорит президент гильдии Татьяна Ковша. — А в июле, согласно решению КУГИ, мы уже должны закончить ремонт и о проделанной работе отчитаться...»