Известный российский режиссер Александр Сокуров раздвинул привычные границы кино представлением фильма "Русский ковчег", передает Reuters . Эту картину Сокуров снял в Эрмитаже на одном дыхании, не останавливая камеры. Предполагается, что именно этот фильм станет одним из наиболее вероятных претендентов на награду Каннской высшей технической комиссии.
Этот удивительный фильм продолжительностью 1 час 36 минут, сценарий технической реализации которого тщательно готовился в течение нескольких месяцев, был снят в течение одного-единственного дня в режиме реального времени, единым куском, без монтажа. Сокуров приглашает зрителя совершить путешествие по знаменитому музею Санкт-Петербурга и России Эрмитажу с погружением в исторические реалии. В производстве картины, кроме "Эрмитажа" и Министерства культуры, участвовало рекордное количество немецких студий - чуть ли не двадцать.
Сокуров сказал в среду, что идея снять фильм на одном дыхании у него возникла 15 лет назад. Но тогда управлять реальность в режиме "real time" нельзя было из-за технических препятствий. До Сокурова аналогичную попытку сделал Альфред Хитчкок в 1948 году в фильме "Rope" - этот 80-минутный фильм фактически состоял из десяти 8-минутных сюжетов, мастерски соединенных вместе.
Подобный революционный способ съемки до Сокурова с успехом использовал английский режиссер Майк Фиггис. Его знаменитый "Таймкод" в некотором смысле сделан сложнее: камер было четыре, экран поделен на четыре части, и действие на всех экранах развивается параллельно. Но у Фиггиса, в отличие от Сокурова, не было многотысячной массовки.
Нужно сказать, что в прошлом режиссеры были ограничены в своих экспериментах метрическими параметрами кинопленки и особенностями процесса кинопроизводства. Сокуров умело воспользовался техническими новшествами и обработал материал в цифровой форме.
"Работая в режиме реального времени, творец чувствует, что прикасается к чему-то божественному, - сказал режиссер на пресс-конференции. – Формы и средства кино постоянно меняются. Скоро традиционная форма 96-минутного фильма отомрет. Существуют только слова, все остальное неважно".
В действительности, Сокуров, может быть, единственный режиссер, присутствующий на Каннском фестивале, который считает кино второразрядной формой искусства. "Кино было создано, чтобы помочь поддержать классическое искусство, но не заменить его, - поделился режиссер своими соображениями. - Кино должно упасть на колени перед живописью и литературой и не вставать ни при каких обстоятельствах".
Для немецкого оператора Тилмана Бойтнера проблема создания "Русского ковчега" состояла, главным образом, в физических препятствиях. Ему пришлось в течение многих месяцев тренироваться, чтобы отснять весь материал за один день - 23 декабря 2001. По сценарию, оператор должен был пройти через 1,3 км музейных коридоров, зная, что всего лишь одна ошибка станет роковой, и все нужно будет начинать сначала.
"Когда я познакомился с этим проектом, он сразу увлек и вдохновил меня, но позже мой здравый смысл задал неизбежный вопрос, сумею ли я исполнить требуемое физически", - сказал Бойтнер. "Все-таки я убедил себя, что мои физические проблемы никаким образом не должны поставить под угрозу художественное качество фильма", - добавил он.
Камера стремительно движется из комнаты в комнату, невидимый рассказчик последовательно открывает перед зрителем галерею исторических характеров. "В Эрмитаже с посетителями часто случаются экстраординарные вещи", - сказал Сокуров. - Все мы чувствовали таинственное дыхание – как будто бы само здание сотрудничало с нами".
Режиссер пожаловался, что организаторы не обеспечили ему достойных условий для демонстрации фильма. "Фестиваль получил уникальный фильм, подобного которому никогда не существовало в истории кино. Было бы естественным и нормальным, если бы для нашей картины обеспечили такие же уникальные технические условия, - обиженно заявил Сокуров. – Мы же не получили никаких привилегий. Это плохо и недостойно зрелища. Я очень расстроен этим фактом".
Что же касается самого показа, то, как пишут "Известия.Ru" , он прошел в главном каннском зале "Люмьер". По каннской лестнице Сокуров и актеры поднялись вместе с директором "Эрмитажа" Михаилом Пиотровским и были торжественно встречены у входа самим главой фестиваля Жилем Жакобом. Следует отметить, что подобной чести удостаиваются не все.
Гигантский зал на 2300 мест не был заполнен до отказа, но встретил Сокурова полуовацией. Но самое удивительное, что с фильма почти никто не ушел, хотя в Канне кто-то уходит всегда, а с сокуровских лент уходили больше обычного. В конце демонстрации опять прозвучала овация.
Сюжет фильма таков: современный режиссер, вещающий за кадром, вдруг проваливается во времени, встречает некоего европейского маркиза, отношение которого к России комично снобистское, и они путешествуют по залам "Эрмитажа", с каждым новым залом попадая в новое время.
Все завершается действительно грандиозной сценой Великого императорского бала 1913 года, которым, по Сокурову, в России и закончилась Европа. Иногда герои встречают и современных людей. Параллельно маркиз и режиссер, говорящий голосом Сокурова, ведут споры о русской культуре, истории, взаимоотношениях России с Европой, в которых Сокуров представляет наши интересы.
Все рецензии в ведущих профессиональных изданиях, при всей разнице их позиций, пока позитивные. Американский Holliwood Reporter пишет, что "независимо от приема в Канне Александр Сокуров и "Русский ковчег" уже обеспечили себе место в киноистории". Английский Screen International уверен, что "через некоторое время "Русский ковчег" будет рассматриваться как технический прорыв в кинематографе и шедевр искусства".
НТВру.com
ПО ТЕМЕ:
НА КАННСКОМ ФЕСТИВАЛЕ РОССИЮ ПРЕДСТАВИЛ ПИТЕР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ В КАННАХ
СОКУРОВ СНИМЕТ ФИЛЬМ В ЭРМИТАЖЕ ЗА ПОЛТОРА ЧАСА