Городская политика, в отличие от погоды, на минувшей неделе неожиданными поворотами не отличалась. Видимо, это связано с тем, что основные политические события происходили в Москве, где президент зачитывал ежегодное послание Федеральному Собранию и встречался с членами президиума Госсовета по поводу купли-продажи сельхозземль. Отсутствовал и губернатор Яковлев, путешествующий по Корейскому полуострову, так что центром политических баталий в Петербурге оказался Мариинский дворец.
Депутаты тщетно пытались определить дату собственных перевыборов. Игорь Риммер предлагал провести их 29 сентября, а Сергей Тарасов 22 декабря. Не прошел ни один из вариантов, а определиться с датой, причем в самое ближайшее время, весьма важно, поскольку от этого зависит сама схема выборов. В Госдуме уже принят в третьем чтении и передан на рассмотрение в Совет Федерации законопроект о поправках в выборное законодательство. Если он вступит в силу, местные парламенты будут избираться не только от округа, но и по партспискам, причем «списочники» должны составлять не менее половины от общего числа парламентариев. С учетом того, что критерии федерального законодательства позволят в сентябре провести выборы по старому мажоритарному принципу, а в декабре уже вряд ли.
Естественно, что депутаты от партий, имеющих реальные шансы на преодоление 5-процентного барьера (Яблоко, СПС, КПРФ), заинтересованы в выборах по спискам, что дает им дополнительные возможности в случае вполне вероятной неудачи в округах. Прогубернаторское же лобби и представители сил, влиятельных в том или ином районе, заинтересованы в противоположном. Дополнительные трудности создает еще и то, что в случае введения списков необходимо вносить поправки в устав по общему числу народных избранников. Вовсе не обязательно, что оно будет увеличено вдвое, возможен и вариант «25 на 25», что для действующего депутатского корпуса означает укрупнение округов и резкое снижение шансов на переизбрание. Все это обостряет и без того неидеальные взаимоотношения внутри Законодательного Собрания.
Ну а пока суть да дело, к «весеннему оживлению» присоединяются все новые политические силы. 18 апреля в ДК «Красный выборжец» взорам общественности предстал уже слегка подзабытый Юрий Беляев, бывший председатель Национал-республиканской партии России. Ныне Беляев возглавляет партию Свободы, и в таковом качестве собрал некоторое количество молодых радикальных патриотов. Ничего нового человечеству они не сообщили, но с учетом того, что по времени мероприятие совпало с оглашением президентского послания, в котором была провозглашена борьба с политическим экстремизмом, интерес прессы Юрию Александровичу был обеспечен.
Правда, сие отнюдь не означает ни роста его собственных электоральных шансов, ни фашистской угрозы, как таковой. По крайней мере, в день рождения фюрера в городе было тихо и сонно, разве что провело отчетно-выборную конференцию городское отделение Российской объединенной социал-демократической партии, лидером которой на федеральном уровне является Михаил Горбачев. Делегаты утвердили отчет прежнего руководства, выбрали новое (которое практически полностью совпадает с прежним) и приняли решение о подготовке к выборам в Законодательное Собрание Петербурга, на которые собираются идти в тесном взаимодействие с профсоюзами. Недаром, саму конференцию провели во Дворце Труда. А вот удастся ли создать некий блок левых, но не коммунистических организаций, покажет время.
Во вторник 17 апреля в Морском корпусе, наконец, была открыта мемориальная доска А.В.Колчаку. К сожалению, этого уже не увидел Виктор Конецкий, подписавший в 1994 году вместе с академиком Лихачевым первое обращение об увековечении памяти выдающегося полярного исследователя и флотоводца.
Мероприятие прошло вполне достойно, обошлось без частых в подобных случаях опереточно-ностальгических эффектов, чего нельзя сказать об очередном всплеске суеты вокруг несуществующей российской короны.
Сообщение неких монархистов о якобы прибывающих в наш город по приглашению полпреда Черкесова «главы российского императорского дома великой княгиня Марии Владимировна, ее матери Леониды Георгиевны и сына, наследника-цесаревича Георгия» переполошило весь политический бомонд.
Конкурирующие монархические группы принялись обличать и разоблачать, СМИ издеваться, представители полпредства удивленно разводить руками и опровергать, ну а завершилось все рядом исчерпывающих комментариев руководителя службы протокола администрации Петербурга и полномочного представителя Объединения Дома Романовых Ивана Арцишевского. Иван Сергеевич четко объяснил с правовой и исторической точки зрения, что никакого официального императорского дома в России не существует, а должность цесаревича не предусмотрена в нынешней российской конституции.
Вся эта история могла бы сойти за запоздавшую первоапрельскую шутку, если бы не очевидный, хотя и косвенный удар по авторитету полпреда и его сотрудников, против своего желания оказавшихся в одной компании с весьма экзотическими и вызывающих у многих раздражение фигурами.
Вера Камша,
Фонтанка.ру