В преддверии намечающегося в будущем году празднования 300-летия Санкт-Петербурга городская администрация намерена заняться продажей прав на использование исторических символов Северной столицы - Медного всадника, кораблика Адмиралтейства и ангела Петропавловского собора. Проблема в том, что эти символы уже давно зарегистрированы в качестве товарных знаков многих петербургских компаний.
Изданным в апреле прошлого года распоряжением губернатора Санкт-Петербурга государственному унитарному предприятию (ГУП) "Центр по подготовке юбилейных, праздничных, культурно-массовых и зрелищных городских мероприятий" поручено разработать и утвердить знаки атрибутики, посвященной празднованию юбилея, после чего перейти к ее коммерческому использованию. ГУП уже создал прейскурант и начал продажу юбилейной символики. По словам и. о. директора центра Сергея Арно, договоры заключены с 50 компаниями, еще с 25 сейчас ведутся переговоры. Арно отказался назвать покупателей прав на использование символики, сказав лишь, что таковыми выступили крупные компании, а также несколько универсамов, пожелавших использовать символику в оформлении своих торговых площадей.
За право на использование юбилейной символики в городскую казну необходимо внести первоначальный разовый взнос в размере $1000. Кроме того, производится оплата каждой единицы продукции, товара и услуг, промаркированных юбилейной символикой. Например, с бутылки пива или вина надо заплатить 1% от отпускной цены, с бутылки безалкогольных напитков - 0,7% , с книг - от 0,02% до 0,1% (в зависимости от тиража). За вывески надо платить от $10 до $1000 в зависимости от размера, местоположения и "социальной значимости".
Однако до сих пор ГУП не располагает правовой базой для торговли городскими историческими символами. Еще в прошлом году центр подал в "Роспатент" заявки на регистрацию символов. В соответствии с практикой патентного ведомства до получения регистрации может пройти от шести месяцев до года. Оформлением регистрации занимается фирма "Усков и партнеры". До сих пор официальная символика города "Роспатентом" не зарегистрирована, сообщил "Ведомостям" руководитель юридического направления этой фирмы Валентин Афтени.
Между тем ряд петербургских компаний уже давно зарегистрировали в "Роспатенте" собственные товарные знаки, содержащие в той или иной форме изображения исторических символов Петербурга. Например, Медный всадник зарегистрирован компанией "Цирус" (производитель окон). Шпиль Петропавловской крепости украшает товарный знак "Международного дегустационного конкурса пива и безалкогольных напитков". Кораблик Адмиралтейства содержится в знаке "Социального союза", а "Петербургский деловой клуб" и компания "РАН-Эстейт", входящая в холдинг "Ладога", зарегистрировали его в сочетании с якорями (что вообще делает знак похожим на герб Петербурга).
"Сейчас ГУП продает воздух", - считает Виктор Станковский, директор петербургского офиса компании "Городисский и партнеры". Он считает вполне возможным столкновение интересов владельцев уже зарегистрированных товарных знаков и компаний, которые заключат договор с центром. В случае подобных споров "Роспатент", как правило, отдает предпочтение тем, кто зарегистрировал знак первым.
Впрочем, обладатели товарных знаков вряд ли решатся спорить с петербургской администрацией. "Мы не будем предъявлять претензий городу", - говорит Владимир Евстратьев, заместитель генерального директора холдинга "Ладога".
«Ведомости»