Пресса давно и пристально следит за судьбой одного из бывших флагманов крымской промышленности завода «КрымавтоГАЗ». И это вполне понятно, ведь спикер Леонид Грач со своими соратниками по партии еще четыре года назад сделали из предприятия рекламный инвентарь. Дескать, вот оно, благодатное влияние компартии: директор-коммунист при поддержке однопартийцев, сидящих в высоких кабинетах, на глазах возрождает экономику полуострова. Если бы...
Внимательный читатель помнит, с какой помпой преподносилась крымским руководством затеянная на заводе модернизация. Сам спикер на пару с красным вице-премьером Лентуном Безазиевым каждую неделю посещали стройплощадку, где раз за разом не уставали подчеркивать: вот, дескать, реальный пример того, как коммунисты приближают светлое будущее. Ударными темпами под бравые речи директор «КрымавтоГАЗа» Анатолий Лазарев отстроил новый цех покраски автокорпусов, начинил его дорогущей американской техникой и пообещал, что вот-вот прям» таки завалит все СНГ своей продукцией, а крымчанам даст десятки тысяч новых рабочих мест.
Но после торжественного перерезания ленточек наступила пауза, во время которой выяснилось, что предприятие, бывшее одним из главных плетельщиков в крымский бюджет... резко сократило производство машин. Реконструкция обошлась ему слишком дорого: «КрымавтоГАЗ» залез в такие долги, из которых уже не мог самостоятельно выкарабкаться.
В феврале Лазарев вынужден был сообщить: он на заводе больше не самый главный - контрольный пакет акций предприятия продан россиянам из «Сибирского алюминия». Только продажа предприятия спасла его от начала процедуры банкротства. «После реконструкции мы остались без оборотных средств, - покаялся прижатый журналистами Лазарев, - К нам проявляли интерес и другие иностранные фирмы, но на оформление договоров с ними ушло бы месяцев семь, а столько времени мы бы не выдержали - нужно было погашать банковский кредит в семь миллионов долларов».
Впрочем, винит Лазарев во всем не себя и свою стратегию, а обстоятельства: «Произошел развал Союза в миниатюре. У наших смежников, российского ГАЗа, сменился собственник, и новое руководство долго решало, как быть с нами». Подчеркнем, что неподъемные-то долги делали не горьковчане, а Лазарев.
Тем не менее он продолжает ставить себе в заслугу реконструкцию, приведшую к таким результатам. Директор-коммунист теперь уверяет, что если бы завод не установил дорогую покрасочную линию, ГАЗ вообще мог прекратить поставки комплектующих. Мы в автопроизводстве, конечно, не спецы, но по логике горьковчане на крымских поставках зарабатывали деньги, и непонятно, зачем им было от этого отказываться. К тому же поставки эти покрасочного производства не касались и не касаются - в Крым поставляются уже окрашенные корпуса машин.
Что же до покрасочной линии, то после всех затрат на ее установку красить-то на ней все еще нечего. Для того чтобы запустить цех, по словам самого Лазарева, нужно вложить еще три с половиной миллиона баксов на закупку дополнительной техники (роботов, например) и к тому же организовать производство внутренней начинки автомобильных корпусов на Украине.
Тем не менее Лазарев по-прежнему излучает оптимизм и уверяет: «Через два года завод заработает на полную мощность». Знакомый срок: похожие слова мы от него уже слышали как раз пару лет назад, когда начиналась реконструкция. Что вышло в итоге, вы знаете.
Правда, сейчас самое время раздавать обещания - выборы на носу, и избиратель жаждет, чтобы ему посулили быстрый экономический ренессанс полуострова. Другое дело, как потом эти посулы будут выполняться. Предыдущие заверения Лазарева и его соратников по компартии, что бюджет автономии буквально завалят деньгами от «КрымавтоГАЗа», как известно, остались пустым звуком.
Зато, как оказалось, пока предприятие опускалось в долговую яму, сам Лазарев не бедствовал. В апреле прошлого года прокуратура возбудила против него уголовное дело по обвинению в уклонении от уплаты налога на прибыль. Оказывается, параллельно со сборкой «Газелей» Лазарев приторговывал в России металлом. Эти-то операции и насторожили налоговую милицию. Интересно, как это прокомментировал бы спикер Леонид Грач, так гордящийся хозяйственной удалью своего соратника?..
Андрей ВЕСЕЛКИН («Крымские новости»)