Каждый день с Московского вокзала в Петербурге и с Ленинградского вокзала в Москве отправляются несколько десятков поездов, курсирующих между двумя столицами. В среду министр путей сообщения России Геннадий Фадеев и премьер-министр Михаил Касьянов обсудили проблему безопасности железных дорог, а также меры по выходу из сложившейся ситуации.
По словам Фадеева, на сегодняшний день особенную тревогу вызывают Забайкальская, Куйбышевская, Северная, Красноярская, Дальневосточная, Восточно-Сибирская и даже Октябрьская железная дорога, в которую входит трасса Москва - Санкт-Петербург.
По вине работников и руководителей этих дорог в прошлом году произошло большинство аварий. "Нельзя отворачиваться от этой проблемы, иначе мы можем прийти к такому состоянию дел, когда ситуация с безопасностью на дорогах станет неуправляемой", - отметил министр.
По словам заместителя главы МПС Юрия Герасимова, министерство планирует вернуть управление процессом перевозок в единые диспетчерские центры дорог. А чтобы справиться с возросшим объемом перевозок, министерство планирует обновить техническую базу диспетчерских центров. Кроме того, чтобы повысить безопасность на дорогах, министерство также планирует вдвое увеличить расходы на ремонт путей и подвижного состава.
В конце 2000 года по трассе были пущены новые скоростные поезда. Пять раз в неделю, утром и вечером, они преодолевали 650-километровое расстояние между двумя столицами за четыре с половиной часа. Как отметил тогда руководитель департамента пассажирских сообщений МПС Валерий Шатаев, из центра одного города до центра другого теперь быстрее добираться на поезде, чем на самолете. Чтобы пустить скоростные поезда, была проделана огромная работа: по всей длине маршрута сменены не только рельсы, но и насыпь, огорожена вся трасса. Во время прохождения экспрессов на линии ведется особый режим: дежурные следят за отсутствием людей на путях, машинист за 2-3 км до каждого переезда получает подтверждение, что тот надежно перекрыт.
С сентября 2002 года высокоскоростной пасажирский поезд "Сокол" начнет выполнять регулярные рейсы на трассе Москва–Петербург. В настоящее время "Сокол" проходит ходовые испытания на трассе Петербург–Москва, и на отдельных участках его скорость достигает 236 км/ч, сказал Валерий Саввов. По расчетам специалистов РАО ВСМ, электропоезд стоимостью $20 млн должен окупиться за восемь лет при минимальной стоимости билета $30.