В петербургском Шереметевском дворце выставили часть завещанной городу легендарной коллекции Валентины Голод. Далее экспозиция будет расширяться по мере реставрации залов.
Большую часть своей долгой жизни Валентина Голод провела в образе эксцентричной ленинградской старухи, арбитра вкусов, образцовой носительницы искусства жить, отчасти даже городской достопримечательности. О том, что наиболее активно ее коллекция пополнялась во время ленинградской блокады, обычно упоминают нехотя и вскользь. Ради понравившихся вещей Валентина Голод не отказывала себе в последнем: хозяйство все так же вела домработница, как о баснословной роскоши, говорили о том, что в квартире держат собаку. Понятно, что, если по стране гуляют денежные знаки, непременно существуют люди, у кого их много, но когда стало известно о том, что коллекция завещана городу, общественное мнение согласно увидело в этом жесте попытку вернуть некий моральный долг.
На открытии выставки ораторы ужасно спотыкались о слово "женщина", сойдясь на том, что Валентина Голод была, конечно, не "женщиной", а "дамой". У нее как минимум два года рождения: в паспорте был указан 1905-й, на своей могильной плите она пожелала выставить 1916-й. Легенду о своей коллекции во многом создала тоже она. Портретные миниатюры из ее собрания часто гостили на выставках Пушкинского музея-квартиры, а коллекция малахитовых вещей считается одной из лучших в стране, но Голод предпочитала рассказывать о несуществующих черных бриллиантах. После ее смерти предварительная оценка коллекции составила $866 тыс. И применительно к столь известному собранию это отдавало разочарованием. Ни одного крупного имени.
Художественных сенсаций не было ни среди картин, ни среди мебели, ни среди мелкой пластики. Предметом коллекционирования для Голод было не искусство, а просто красивые вещи, среди которых приятно находиться и которые приятно взять в руки. На выставке в Шереметевском дворце это хорошо видно. Основные жанры: шкатулки, табакерки, флаконы, вазы, светильники. Основные материалы: перламутр, малахит, стекло. Словом, безделушки. Собранные явно без всякого высшего смысла, а просто "для себя".
Одним из условий завещания было создание музея в самой квартире Голод. Но в итоге более разумным оказалось продать квартиру -- вырученные деньги стали финансовым ядром реставрации двух дворцовых залов, где и размещена нынешняя часть коллекции. Ведутся переговоры еще с несколькими петербургскими коллекционерами.
Шереметевский дворец имеет все шансы стать крупнейшей в городе музейной площадкой для демонстрации частных антикварных собраний. Зачем это нужно самим хозяевам коллекций, более или менее очевидно. На открытии выставки губернатор Петербурга Владимир Яковлев резонно заметил, что на тот свет все равно ничего с собой не заберешь.
Но куда более весомым мотивом, конечно, является опасение за сохранность коллекции, размещенной в частной квартире. Та же Валентина Голод начала деятельно
присматривать место будущей экспозиции после нескольких попыток ограбления.
Но рассматривая ее витрины в Шереметевском дворце, понимаешь, что дело не в одном лишь страхе перед ворами. Женщина, собирательством которой двигала не объективная ценность вещей, а их сочетаемость в интерьере, которая заранее заказала себе могильную плиту с желаемой датой рождения, стремилась отнюдь не к безопасности. В ее глазах антикварные редкости были просто вещами, призванными служить в быту.
Перед тем как определиться с завещанием, она долго присматривалась к самым разным залам, предлагаемым под будущую экспозицию. И в конце концов все равно не нашла ничего лучше собственной квартиры. В этом было стремление человека, всю жизнь возделывавшего свой быт независимо от обстоятельств, успеть оговорить в деталях свой посмертный портрет.