Чего только не обещают в подарок покупателю самого массового российского автомобиля: телевизоры, сигнализации, турпутевки на Канары, бесплатные страховки... Еще десять лет назад о таком и подумать никто не мог. Теперь бери - не хочу. Прямо праздник какой-то. А с чего бы?
В этом году ВАЗ произвел рекордное количество автомобилей. За 11 месяцев заводские ворота покинуло более 720 тысяч "Жигулей". Радоваться бы надо поклонникам ВАЗов. Больше машин, ниже цены, шире выбор. Но уже в октябре наметились признаки затоваривания. Сначала стало слишком много "классики", а затем и переднеприводных моделей.
Пресс-центр ВАЗа поспешил заверить народ, что все, мол, идет по плану. А цены на машины тем временем медленно, но верно поползли вниз - рынок не успевал "переварить" дополнительные объемы продукции. Тут уж озаботились продавцы "Жигулей". Многие проплатили "вперед" в надежде на благоприятную конъюктуру рынка. А она, благодаря разговорам о повышении пошлин на подержанные иномарки, повернулась, мягко говоря, не тем боком. Рынок мог обвалиться, и дилеры ВАЗа остались бы без прибыли. С каждой реализованной машины продавец, кстати, получает в среднем 300 долларов.
Что же делать? В Санкт-Петербурге выход нашли. Руководство ОАО "Питер-Лада" - официальный дистрибъютор ВАЗа на Северо-Западе, решило собрать на совещание продавцов "Жигулей". Директора 15 компаний в ходе цехового "междусобойчика" пришли к выводу, что, - цитирую протокол - "выявлена тенденция к увеличению спроса по отдельным группам а\м..."
Далее руководители скрепили своими подписями "ценник", по которому им теперь и надлежало торговать.
Что ж тут такого? У нас в стране - рыночная экономика, а цену товара на нем определяет спрос, а отнюдь не директивы Госплана. Поэтому продавец вправе устанавливать стоимость товара по своему разумению, исходя из затрат и желания получить прибыль...
Так-то оно так, да вот какая заковыка. Продукция ВАЗа на автомобильном рынке России занимает доминирующее положение. По разным оценкам эта цифра колеблется в пределах 60-75%. Примерно таково же соотношение и на питерском рынке. Дистрибьютер ВАЗа компания "Питер-Лада" пару лет назад оценивала свою долю только по розничным продажам в 50 процентов. Теперь к ней присоединилось 14 дилеров, совокупная часть которых может далеко перевалить за половину всего объема автомобильного рынка. Нетрудно догадаться, что шаги, направленные на поддержание цен подпадают под действие закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Статья 6 закона запрещает согласованные действия хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке в совокупности долю определенного товара более 35%... Закон запрещает также согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен.
По имеющейся у журналистов автомобильного издания "АвтоСтар" информации, совещания дилеров по согласованию цен проходят примерно раз в месяц. И каждый раз подписывают "тенденциозные" протоколы. Кстати, если судить по ним, цены не всегда повышают.
Видимо, жизнь заставляет. Если в октябре самая не дорогая модель ВАЗ-21053 стоила 98 тысяч руб., то сейчас дилеры предлагают ее за 92 тысячи. "Десятка" продавалась осенью у участников соглашения за 177-179 тысяч рублей, а сейчас ее можно приобрести за 166-175 тысяч рублей. Существенная разница! Говоря языком рекламы - суперэкономия! А ведь ВАЗ не снижал в этот период отпускных цен дилерам. Напротив, его руководители заявляют, что с Нового года "Жигули" подорожают на 10%. Монополисты, мол, вынуждают...
Кто кого и к чему вынуждает на питерском авторынке - теперь выясняет территориальный орган министерства по антимонопольной политике. Специалистам МАП предстоит оценить вклад каждого участника совещания и принять решение по изложенным фактам. Если подтвердятся согласованные действия по поддержанию цен, то продавцы через суд могут быть оштрафованы на немалые суммы. Если же дилеры на встречах только декларировали друг другу приверженность единой политике, а на деле торговали по своему "ценнику", то выявится цена "купеческого слова". Очень может оказаться, что она гроша не стоит...
Сергей Мартынкевич,
газета "Автостар", Санкт-Петербург