Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес КОМПЬЮТЕР УПРАВЛЯЕТ МАРШРУТКОЙ

КОМПЬЮТЕР УПРАВЛЯЕТ МАРШРУТКОЙ

364

Недавно на городских магистралях появился еще один маршрут — К-57 — круговой, работающий в режиме маршрутного такси, на котором от площади Ал. Невского на новеньких «Газелях» можно объехать значительную часть Невского района (станции метро «Новочеркасская», «Пр. Большевиков», «Ул. Дыбенко», «Ломоносовская»). В этой новости, на первый взгляд, нет ничего необычного — количество «тэшек» увеличивается постоянно, — если бы не одно обстоятельство. «Газель» оснащена бортовым компьютером.

Небольшой прибор размером с записную книжку многофункционален, однако не как его более объемные собратья и в Интернет на нем в пути не выйдешь. Да этого и не требуется. Но узнать можно многое. Например, в каком режиме работает машина, насколько четко выполняет предписанное ей маршрутное расписание, каков расход топлива. Такой компьютер способен в автоматическом режиме объявлять остановки и называть улицы следования. А в дальнейшем в него предполагается заложить и функцию, позволяющую считать количество находящихся в салоне пассажиров, контролировать оплату проезда.

Компьютеризированная подвижная единица связана при помощи этого прибора с линейным диспетчерским пунктом, которому всегда известно, где находится в данный момент транспорт, а значит, имеется возможность передавать водителю любое сообщение.

Например, на конечном пункте снять машину с маршрута и направить в другое место, если потребуется, разрядить, предположим, пиковую обстановку.

Наконец с «тэшками» разберутся, злорадно подумают хронически необилечиваемые в этом транспорте пассажиры. Надеемся, что когда-нибудь так и будет. Но в данном случае эксперимент, который проводит комитет по транспорту городской администрации при помощи специалистов «Пассажиртранстехсервиса», имеет другие, более широкие цели.

Разрабатывается (следует заметить — в очередной раз) новая система организации управления движением городского наземного транспорта и эффективного контроля за его работой. В данном случае на «тэшках» этого маршрута (в ближайшее время компьютеры будут установлены еще на 10 машинах) проверяются технологии и аппаратно-программные средства системы управления движением, связь с АРМом — автоматизированным рабочим местом линейного диспетчера, чтобы впоследствии применить данную разработку на автобусных маршрутах.

Это позволит точно определить объемы пассажиропотоков и оптимизировать работу маршрутной сети с учетом потребностей города в перевозках. И на основе абсолютно достоверных данных составить городской заказ на этот вид услуги для населения. Ведь то, как ныне организована работа транспорта, не может устроить ни одного горожанина, каждый из которых в большей или меньшей степени, но всегда пассажир.

Посудите сами: средняя длительность поездок в нашем городе уже превышает 2 часа. За последние годы существенно сокращена муниципальная маршрутная сеть. Аннулированы магистральные автобусные маршруты, например такие, как 50 и 74, которые охватывали большое городское пространство и обслуживали много пассажиров. Теперь же у нас магистральные функции осуществляет только метро, которое перегружено в 2,5 раза. График движения общественного транспорта составляется на основании предложений перевозчиков и зачастую не отвечает потребностям пассажиров. В идеале автобус должен быть там и тогда, где есть пассажиры. Но мы все знаем, как часто трудно дождаться необходимого маршрута.

Общественный транспорт убыточен, хотя спрос на него не удовлетворен. Бытует устойчивое мнение, что основная причина убытков — немалое количество льготников, которые ездят бесплатно. Но дело, по большому счету, не только в них, а в неудовлетворительной организации всей системы перевозок, которая весьма затратна. Например, вновь вернули на транспорт кондукторов. И что это дало? Можно сказать, почти ничего: 50% от общего объема выручки от продажи билетов уходит на содержание этих работников.

Однозначно давно назрела необходимость провести транспортную реформу. Наверное, не-правильно, когда заказчиком, исполнителем и проверяющим выступает одно лицо, в данном случае — перевозчик. Ведь, по сути, за ним нет постоянного контроля. Может быть, стоит сосредоточить управление транспортом в «одном кулаке», а не руководить им по видам подвижного состава. Ведь общественный транспорт — это, в сущности, единый организм, который должен управляться единым центром и контролироваться заказчиком — правительством города. И 10 «тэшек» с бортовым компьютером — это только первый экспериментальный, пока небольшой, шаг в начале пути к эффективной системе организации пассажирских перевозок.

Вполне резонен вопрос: почему «тэшки», а не автобусы стали участвовать в эксперименте? Такая попытка уже была предпринята в 2000 году, когда бортовые компьютеры стоимостью около 300 долларов установили на автобусах маршрута N 57 ГП «Пассажиравтотранс». Но поскольку, как говорят, не было концептуальных решений на общегородском уровне, эксперимент сам по себе заглох. В данном случае испытывается новый образец бортового компьютера и средства связи, а перевозчиком, с согласия комитета по транспорту городской администрации, выступает сам экспериментатор — «Пассажиртранстехсервис».

— Наше предприятие было создано 2,5 года назад по распоряжению губернатора Петербурга в виде открытого акционерного общества со стопроцентным городским капиталом, — говорит генеральный директор «Пассажиртранстехсервиса» Евгений Москаленко, — в целях (цитирую дословно): «обеспечения единой организационно-технологической политики в области технических средств управления движением на наземном городском пассажирском транспорте». И эту задачу мы выполним. Скоро будет готов серийный образец бортового компьютера. Создан проект общегородского информационно-технологического центра.

Некоторые могут сказать: лучше бы больше купили новых автобусов, чем экспериментировать без видимых ближайших перспектив. На это есть резонный ответ. Чтобы купить новый автобус, на него сначала нужно заработать деньги. И они могут появиться, если правильно организовать работу имеющегося подвижного состава. Казалось бы, в этом заинтересованы все. Но год от года транспорт работает все хуже и хуже, делая пассажира, по сути, заложником чьих-то ведомственных проблем.

А ведь вроде было желание решить их с учетом мнения пассажиров. Вспомним, сколько раз только за недавнее время проводилось затратных исследований и опросов петербуржцев, как, на наш с вами взгляд, должен работать общественный транспорт. И где результаты этих трудов? Пока мы наблюдаем одно: активное пересаживание жителей города из муниципального транспорта в коммерческий. Причем и льготников, и тех, кто приобрел месячные проездные, т. е. заплатил за услугу авансом, но не получает ее. А это уже нарушение прав потребителей... Так не останется ли и это исследование, о котором мы рассказали выше, невостребованным?

По словам Е. В. Москаленко, разработками «Пассажиртранстехсервиса» уже заинтересовались перевозчики из других городов. Неправильно и расточительно, если новая концепция организации перевозок впервые будет введена не в нашем городе. Или не реализуется совсем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях