Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия ЧЬЮ ТОРУ НАШЛИ В МОСКВЕ?

ЧЬЮ ТОРУ НАШЛИ В МОСКВЕ?

2 029

Несколько дней назад Роман Рабаев, глава сразу двух городских общин – Сефардской общины евреев Петербурга и Петербургской иудейской религиозной общины «Асконим» - с очень большой долей вероятности опознал по фотографиям изъятой у советника главы Администрации Президента России Вячеслава Аминова Торы одну из тех Тор, которые были украдены в 1995 году из Малой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге.

Как уже сообщалось на «Фонтанке.ру», в декабре прошлого года в Москве, в ходе обыска в квартире Вячеслава Аминова, внештатного советника главы Администрации Президента России, была обнаружена и изъята иудейская религиозная святыня – Тора – в свитке, написанном ориентировочно в одной из европейских стран в середине 18 века. Несколько дней назад, как нам стало известно от конфиденциальных источников в Москве, Роман Рабаев, глава сразу двух городских общин – Сефардской общины евреев Петербурга и Петербургской иудейской религиозной общины «Асконим» - с очень большой долей вероятности опознал по фотографиям изъятой у московского чиновника Торы одну из тех Тор, которые были украдены в 1995 году из Малой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге. Скандальность этой истории усугубляется еще и тем, что главный раввин Петербурга Певзнер отказался признать «московскую» Тору.

Торы в Большой Хоральной Синагоге крали за последние десять лет дважды: в 1993 и 1995 годах. В первый раз украли три свитка, только один из которых считался кошерным (пригодным для использования в культовых целях), во второй раз украли сразу пять свитков, причем, не из Большой Хоральной Синагоги, а из пристроенной к ней Малой. Подробности первой кражи нам не известны – слишком много времени прошло с тех пор – что, впрочем, не мешает этой краже иметь, если можно так выразиться, удивительную дальнейшую судьбу. В Синагоге нам рассказали, что в 1996 году – то есть, через год после последней кражи – пришли трое мужчин и принесли одну из украденных в 1993 году Тор – как раз ту самую, что была кошерной. В еврейской общине этот благородный поступок связывают с поддержкой семьи Мирилашвили.

Из Малой Хоральной Синагоги в мае 1995 года украли сразу пять свитков Торы, причем, при весьма странных обстоятельствах. Дело в том, что существуют две категории людей, которые знают места храниния Тор в Синагоге: верующие иудеи и злоумышленники, которые с целью организации кражи приходят в Синагогу под видом верующих или желающих приобщиться к вере. В определенном месте в каждой Синагоге располагается шкаф, внутри которого лежат Торы. В питерской Малой Хоральной Синагоге за деревянным дверцами такого шкафа была установлена еще и металлическая решетка, что никак не повлияло на ситуацию. Дверцы взломали, а решетку просто отогнули. Сразу после кражи один из недавно появившихся в функционирующей при Синагоге школе молодых людей исчез.

Стоимость украденных в последний раз Тор в то время оценили примерно в 50 тысяч долларов (условно по 10 тысяч долларов на каждую), хотя нам в Синагоге сказали, что они стоили и того дешевле. И, несмотря на немалое количество внутриконфессиональных распрей, и связанных с ними взаимных обвинений членов общины в том, что Торы, будто бы, украдены из каких-то политических соображений, никто из серьезных людей так не думал. До сих пор официальная версия этого преступления сводится к тому, что Торы украли с самой банальной целью – продать в частные коллекции. Именно в одной из них, кстати, и обнаружили в декабре прошлого года Тору, которая оказалась в центре нынешнего скандала.

Расследование этой кражи в то время зашло в тупик (возбужденное уголовное дело уже давно приостановлено), мы же от себя можем добавить, что вообще-то украсть что-нибудь из Малой Хоральной Синагоги очень легко. Несколько дней назад мы просили одного из служителей Синагоги показать нам то место, где располагались украденные Торы, он любезно согласился, но беспокоился, не закрыто ли там (уже был вечер). Оказалось, наш спутник беспокоился зря, там было открыто и пусто, зайти и взять, что понравится, мог любой. Вернемся, однако, к последним событиям.

Человек, в квартире которого при обыске обнаружилась злополучная Тора, имеет, мягко говоря, неоднозначную репутацию. Лично с Вячеславом Аминовым нам связаться не удалось, информация, почерпнутая о нем из газет, свидетельствует о том, что этот человек – в частности, хранитель сексуальных компроматов для Бориса Березовского. И – факт остается фактом – у него дома обнаружили и изъяли Тору, которую, якобы, почти семь лет назад украли в петербургской Большой Хоральной Синагоге. Или это другая Тора?

Интрига ситуации заключается в том, что однозначного ответа на этот вопрос пока нет ни у кого, хотя сотрудники Генеральной прокуратуры задавали его всем возможным инстанциям. В петербургском отделении Института востоковедения, например, считают, что найденная в Москве Тора – скорее всего к питерской Синагоге никакого отношения не имеет. А в Российской национальной библиотеке и вовсе заявили, что Тора с инвентарным номером «А 16» (именно такой номер имеется на стержнях Торы, изъятой в квартире Аминова) лежит себе в библотечном хранилище!

Впрочем, доверять в таком вопросе экспертам Российской национальной библиотеке следует с очень большой осторожностью. Помните историю с кражей из этой самой библиотеки старинных еврейских рукописей, в связи с чем был осужден Дмитрий Якубовский? Его подельник по краже, осужденный в Израиле бывший сотрудник РНБ Лебедев как раз на том и строил схему запутывания следствия, что менял инвентарные номера на рукописях. Знающие люди говорят, что с тех пор далеко не весь порядок в библиотечных хранилищах восстановлен.

Зато наши источники в Москве категорически утверждают, что куда более определенно высказался по поводу обнаруженной в Москве Торы глава Санкт-Петербургской иудейской религиозной общины «Асконим» Роман Рабаев – он с очень большой долей вероятности признал в ней Тору украденную в питерской Синагоге!

Нам встретиться с Романом Рабаевым не удалось. Сначала наш сотрудник без всякого злого умысла позвонил домой его тете (ошиблись номером, думали, что это – домашний телефон господина Рабаева). Тетя, видимо, перепугалась, услышав словосочетание «Агентство журналистских расследований», после чего, как позже сообщил нам разгневанный Рабаев, отказалась его у себя прописывать (Роман Шалвадович в Петербурге не зарегистрирован)! Извинения не помогли – господин Рабаев общаться с нами отказался, мотивируя это необходимостью тратить все свободное время на поиски жилья.

Потом он с помощью охранника выгнал из своего офиса нашу сотрудницу Ирину, несмотря на то, что она в ответ на отказ общаться с журналистом попросила господина Рабаева пообщаться с ней как с еврейкой – в этом руководитель еврейской общины отказать не должен ни при каких обстоятельствах! Но Роман Шалвадович отказал, не помог Ирине и паспорт с пресловутой «пятой графой» - господин Рабаев потребовал у нее свидетельство о рождении – вдруг она все-таки не совсем еврейка!

Потом Роман Шалвадович позвонил директору Агентства Андрею Константинову, нажаловался на бесцеремонность наших сотрудников, выслушал его извинения и, все же, пообещал дать интервью. В назначенное время связаться с Романом Рабаевым нам не удалось. Думается, есть у Романа Шалвадовича причины скрываться от журналистов.

Дело в том, что главным раввином Петербурга является Менахем-Мендел Певзнер, раввин Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины, базирующейся в Большой Хоральной Синагоге. Роман Рабаев является руководителем двух общин: Сефардской общины евреев Петербурга и Петербургской иудейской религиозной общины «Асконим». Про Сефардскую общину нам ничего не известно, что касается «Асконима», то ее, равно, как и коммерческую структуру ООО «Бутик Pourelle Париж» Роман Рабаев учредил по недействительному паспорту, что само по себе попахивает уголовщиной.

Раввин Певзнер – фигура абсолютно легитимная и вполне авторитетная, кому как не ему высказаться по поводу якобы петербургских корней обнаруженной у Аминова Торы? Нам представляется, что раввин не только может это сделать, но и должен – в интересах возглавляемой им общины, которая формально входит в ФЕОР, которую, в свою очередь, всячески поддерживает именно Администрация Президента, то есть, та структура, у чьего сотрудника злополучную Тору и обнаружили.

Менахем-Мендел Певзнер сказал нам, что сотрудники правоохранительных органов действительно показывали ему недавно фотографии Торы, обнаруженной в Москве, и интересовались, не одна ли это из тех Тор, что были похищены в Синагоге. Мы не можем знать, что раввин Певзнер сказал людям в погонах, но в беседе с нами он был предельно дипломатичен и осторожен. По словам Менахема-Мендела, основной атрибут «московской» Торы, который он видел на фотографиях, а именно, табличка с дарственной надписью на идише, прикрепленная к чехлу свитка, никакого отношения к украденным из нашей Синагоги Торам не имеет. Наличие на свитке инвентарного номера «А 16» раввин Певзнер вообще не смог прокомментировать, объяснив это тем, что он не помнит, были ли такие номера на Торах в нашей Синагоге. Зато, после этого наш собеседник сказал удивительную вещь.

Оказывается, по его мнению, хоть чехол обнаруженной в Москве Торы в петербургской Синагоге никогда и не был, но из этого вовсе не следует, что данная Тора – не питерская. Ведь чехол вполне могли подменить, например, для того, чтобы украденная Тора не была столь узнаваема. Поэтому раввин Певзнер не исключает, что в Москве обнаружена именно та Тора, которая в 1995 году была украдена в Петербурге, но и не утверждает это! Удивительно грамотная позиция: если все-таки окажется, что Тора питерская, то раввин был прав, если же окажется, что она не питерская, то раввин снова прав. Ведь сами по себе Торы почти что одинаковы, различают их как раз по инвентарным номерам и особенностям внешней атрибутики (чехлы, дарственные надписи).

Позиция раввина Певзнера более чем дипломатична, но вряд ли она достойна порицания в сложившейся ситуации. Напрямую об этом сказано не было, но нам показалось, что Менахему-Менделу отлично известно, у кого именно обнаружили злополучную Тору. Представьте себе, в какой ситуации оказывается высокопоставленный руководитель, которому намекают на то, что, будто бы, украденная в его организации ценная вещь обнаружена дома у человека, близкого к структурам, финансирующим как раз эту организацию. То есть, у человека, близкого к руководству данного высокопоставленного руководителя! А в нашем случае речь идет не просто о ценной вещи, а о религиозной святыне.

Нам представляется, что за всей этой историей может стоять так называемая большая политика. Ведь сейчас, после острого конфликта властей с олигархом и одновременно основным спонсором российских религиозных еврейских организаций Гусинским, происходит процесс сближения Кремля с подавляющим большинством еврейской религиозной общественности России. Одним из результатов этого сближения бесспорно является отделение контролируемых Гусинским финансовых потоков от росси йских еврейских организаций. Отделение – «в сторону» Администрации Президента, у одного из высокопоставленных сотрудников которой вдруг обнаруживают краденную Тору.

Одного этого факта достаточно, чтобы еврейская общественность навсегда отвернулась от оппонентов Гусинского. Вопрос лишь в том, соответствует ли данный факт действительности – может, обнаруженная у Аминова Тора вовсе не краденная? Цена вопроса огромна, не удивительно, что раввин Певзнер отказался взять на себя ответственность за его решение. И, напротив, удивительно, что господин Рабаев (если это действительно так) взял на себя эту ответственность.

«Ваш тайный советник», 21 января 2001 года

Семен ЯКЕРСОН,

старший научный сотpудник петеpбуpгского отделения Института востоковедения:

"ТОРА НАСТОЯЩАЯ, ДЕШЕВАЯ И КРАДЕНАЯ"

- Насколько я понимаю, вы участвовали в экспеpтной оценке Тоpы, изъятой пpи обыске на даче высокопоставленного московского чиновника Вячеслава Аминова.

- Не совсем так. Несколько недель назад меня попpосили высказать мнение о Тоpе, обнаpуженной в Москве, добавив пpи этом, что от моих слов чуть ли не зависит судьба Отечества! Мне показали пачку фотогpафий, на основании котоpых я свои пpедположения и высказал, но ни пpо какого Вячеслава Аминова я ничего не знаю и знать не хочу - вы уж, пожалуйста, меня в политику не впутывайте!

- Видимо, мы все-таки говоpим об одной и той же Тоpе, поэтому выскажите, пожалуйста, ваши пpедположения по поводу ее ценности и пpоисхождения.

- Знаете, по фотогpафиям много не скажешь, но некотоpые моменты, конечно же, не вызывают сомнений. Тоpа, котоpую нашли в Москве, безусловно, настоящая, но особой ценности не пpедставляющая и, скоpее всего, кpаденая. Пpедвидя ваш интеpес, начну с последнего момента.

На фотографиях виден шифр из буквы и цифр, написанный очень грубо, толстым фломастером, или выжженный на стержне. Это совершенно не характерно для синагог, так могли пометить экспонат в каком-нибудь провинциальном советском архиве. Когда в 50-60-х годах у нас в стpане активно боpолись с pелигией, то позакpывали множество синагог, а изъятое оттуда имущество, в том числе – и торы, осело в местных аpхивах, где к нему относились не шибко беpежно.

Кpоме того, по фотогpафиям видно, что Тоpа в очень плохом состоянии: на листах видны заплатки, отдельные места явно pеставpиpовались, какие-то вообще отсыpели. В синагоге она бы пpосто pазвалилась, если бы ее постоянно своpачивали и pазвоpачивали.

Не похоже поэтому, что обнаpуженная в Москве Тоpа могла пpинадлежать петеpбуpгской Большой Хоpальной Синагоге, но это - мое личное мнение, точно об этом могут судить только служители самой синагоги. Кстати, опознать ее несложно, на одной из фотогpафий отчетливо виден голубой чехол с длинным даpственным текстом и подписью на идише.

Тепеpь о цене. Вообще все тоpы сами по себе недорогие. Это связано с тем, что каноны их написания очень стpоги и совершенно не оставляли простора для творчества, столетиями их писали в огpомных количествах, и все они совеpшенно одинаковые. Доpогой может оказаться Тоpа или достаточно древняя, или переписанная на Востоке в Средние века, или, например, Тора, находившаяся во владении у кого-либо из раввинских авторитетов (ну, условно, у Любавичевского ребе). В Казанском унивеpситете хpанится Тоpа, подаpенная этому унивеpситету на откpытие князем Потемкиным. Вот такая Тоpа стоит действительно доpого.

- А можно попpосить вас пеpевести слова «доpого» и «недорого» в числа?

- Запpосто. Доpогая Тоpа может стоить до нескольких сотен тысяч. Тоpа, котоpую я видел на фотогpафиях у сотpудника ФСБ, не может стоить больше трех-пяти-десяти тысяч доллаpов.

- Стpанно, как же она в таком случае оказалась у столь высокопоставленного лица?

- Я, повтоpюсь, не знаю, о каком лице идет pечь, но ответ на ваш вопpос очевиден. В России практически нет экспертов по торам. Можно предположить, что богатому и не очень обpазованному человеку пpодали за бешеные деньги укpаденную из какого-нибудь пpовинциального аpхива Тоpу, а он, покупая, думая, будто стал владельцем действительно сеpьезной ценности.

- Уточните, пожалуйста, возpаст этой Тоpы и хотя бы пpедположительно ее пpоисхождение.

- Думаю, это - стандаpтная Тоpа из Восточной Евpопы пеpиода компактного пpоживания евpеев в чеpте оседлости (Укpаина, Белоpусия). Судя по фотогpафиям, ей лет сто - сто пятьдесят.

СПРАВКА N 1

Первой «несоветской» еврейской организацией после распада СССР стал Конгресс еврейских религиозных общин и объединений России (КЕРООР), который образовался в самом начале девяностых годов. Прежде всего КЕРООР провозгласил должность главного раввина России, которую занял Адольф Шаевич. КЕРООР довольно быстро подчинил своему влиянию большинство провинциальных еврейских общин и приобрел вполне приличный финансовый статус сначала благодаря вливаниям из-за границы, а потом благодаря финансированию через Российский еврейский конгресс – светскую общественную организацию, созданную крупнейшим российским олигархом Владимиром Гусинским.

«Еврейский вопрос» встал особенно остро в самых высоких областях российской политики не так давно. Это случилось 13 июня 2000 года в день ареста Владимира Гусинского. Так уж совпало, что в тот же самый день состоялся чрезвычайный съезд еврейских религиозных общин России, единственным вопросом повестки дня которого стали выборы нового главного раввина страны. Чрезвычайный съезд был созван по инициативе Федерации еврейских общин России (ФЕОР) – альтернативной КЕРООРу еврейской религиозной организации. Как-то так вышло, что и главным раввином на этом съезде выбрали тогдашнего председателя ФЕОР Берл Лазара.

ФЕОР – организация вполне молодая, особенно молодой она была в тот памятный день 13 июня 2000 года – ей не исполнилось тогда и одного года. А образовалась ФЕОР в ноябре 1999-го в результате раскола в другой крупной еврейской организации – Российском еврейском конгрессе (РЕК). Президентом РЕК был Владимир Гусинский, а в ноябре 1999 года как раз начался его конфликт с «семьей», как называли тогда ближайшее окружение Президента Ельцина. Неспроста, видимо, пишут в газетах, будто ФЕОР образовалась для того, чтобы оттянуть еврейские общины России от финансовой империи Гусинского. Тогда же, кстати, появились и первые заявления высокопоставленных персон о том, что за ФЕОР стоит руководство Администрации Президента, то бишь, Александр Волошин.

Самым шумным и скандальным стало выступление главного раввина России Адольфа Шаевича опубликовавшего за две недели до выборов Берл Лазара в газете «Вашингтон Пост» свое открытое письмо Владимиру Путину. В письме ребе Шаевич с возмущением писал о недопустимых, с его точки зрения, фактах вмешательства Администрации Президента во внутренние дела еврейской общины. А газета «The Moscow Times» со ссылкой на того же Адольфа Шаевича сообщила, что главному раввину России звонили из Администрации Президента с требованием добровольно уйти в отставку. С тех пор российская и иностранная печать прочно связывает ФЕОР с давним конкурентом Гусинского – другим крупнейшим российским олигархом Борисом Березовским. А фамилия «Березовский», напомним, давно уже во всех политических комментариях фигурирует рядом со словосечетаниями «Администрация Президента» и «Александр Волошин».

Таким образом сегодня в еврейском мире нашей страны функционируют две очень мощные религиозные структуры – КЕРООР и ФЕОР – каждая из которых, к тому же считает главным раввином России своего человека: КЕРООР – Адольфа Шаевича, ФЕОР – Берл Лазара. Говорят, это нормально – в конце концов две головы есть даже у российского гербового орла. КЕРООР финансируется структурами Владимира Гусинского, финансирование ФЕОР приписывается средствами массовой информации структурам, близким к Администрации Президента, то есть, контролируемым главой этой администрации Александром Волошиным.

Некоторое время назад эта, уже почти стабилизировавшаяся, ситуация была нарушена нападками правоохранительных органов на Александра Волошина и его ближайшее окружение. Сотрудники Генеральной прокуратуры России провели обыски и выемки документов в коммерческих структурах, в которых Александр Волошин работал на руководящих постах до того, как попал в Администрацию Президента. Одновременно Генеральная прокуратура предъявила обвинение в даче взятки Вячеславу Аминову, внештатному советнику Александра Волошина. За Аминова взялись серьезно: его арестовали и только по прошествии десяти суток сменили меру пресечения на подписку о невыезде.

Вот в рамках возбужденного в отношении Аминова уголовного дела и были проведены злополучные обыска на его квартире и даче, в ходе которых, в частности, и изъяли Тору, ту самую, что Роман Рабаев, как нам сообщили в Москве, официально признал украденной 7 лет назад в Большой Хоральной Синагоге Санкт-Петербурга.

СПРАВКА N 2

Еврейский вопрос в Петербурге волнует весьма ограниченный круг лиц, волнует сильно, но к общероссийским политическим проблемам этот не имеет практически никакого отношения.

В нашем замечательном городе формально представлены практически все крупные еврейские религиозные течения России, однако, фактически есть все основания утверждать: официальная еврейская религиозная община Петербурга – хасидская, причем, не просто хасидская, а входящая в самое активное хасидское течение – хабад. Именно хабадский ребе Шнеерсон прислал из Бруклина в начале 90-х годов осваивать наш город американца-хабадника Менахема-Мендела Певзнера. Он и сейчас официально является раввином Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины, базирующейся в Большой Хоральной Синагоге и главным раввином Санкт-Петербуга. «Российское руководство» рабби Певзнера располагается в Москве и называется Федерация еврейских общин России – ФЕОР – тот самый, что сейчас активно поддерживает Администрация Президента и дружественные с ней коммерческие структуры.

Представлен в нашем городе и КЕРООР – в виде единственного представителя по фамилии Бурштейн, офис которого располагается в еврейской гимназии «Мигдаль ор» на Фонтанке. Сама по себе эта гимназия относится к меснагидскому течению в иудаизме, которое является, так же как и хасидское течение, ортодоксальным, но, все-таки, от хасидов меснагиды вполне обособлены. В общем, даже место расположения питерского представительства КЕРООРу указывает на то, что к хасидскому ФЕОРу они не имеют ровным счетом никакого отношения!

СПРАВКА N 3

Вячеслав Аминов – один из самых колоритных персонажей в новейшей политике. Давний партнер Бориса Березовского и один из ближайших его помощников в тот период, когда БАБ был исполнительным секретарем СНГ, коммерсант, наплодивший ряд структур, которые исчезли весте со взятыми кредитами, наконец – один из «серых кардиналов» кремлевского двора. Если верить интернетовским сайтам, специализирующимся на сборе компромата, то список достижений Аминова столь внушителен, что вызывает невольное восхищение.

Среди его «подвигов» - создание скандально известного охранного предприятия «Атолл», руководство неким «модельным агентством», поставлявшим нимфеток для г-на Березовского и его партнеров, изготовление сексуального компромата на экс-прокурора Скуратова, подготовка книги Литвиненко и Фельштинского «ФСБ взрывает Россию», наконец – ряд кадровых перестановок в силовых ведомствах (в том числе – замена Сергея Алмазова на Вячеслава Солтаганова на посту главы налоговой полиции)... И все это – Аминов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях