Наступили Святки - самое время рассказывать страшные истории: о привидениях, нечистой силе, заложных покойниках и прочих очень страшных явлениях. Вообще-то мы в них, конечно, не верим, но вот "Ваш Тайный Советник" рассказывает...
Я не верю в привидения, нечистую силу, барабашек и прочую потустороннюю муру. Но я очень люблю свой город и с большим уважением отношусь к различным мифам и легендам, порожденным моим родным Петербургом. Ведь именно эти зачастую самые невероятные и непостижимые здоровому человеческому разуму истории заставляют нас замедлить шаг у того или иного места и заинтересованно взглянуть на него, несмотря на то, что еще минуту назад мы собирались пройти мимо...
Рассказываю историю, которую мне недавно поведали сотрудники милиции, охраняющие бывший Смольный монастырь.
Откуда что пошло
В 1741 году на российский престол взошла дочь Петра 1 Елизавета, которая, если верить преданию, на четвертом году царствования неожиданно решила отречься от престола в пользу своего племянника, великого князя Петра Федоровича. Императрица задумала построить монастырь и удалиться от мирских дел. Поскольку «дщерь Петрова» расставаться с творением своего отца не хотела, было решено, что монастырь должен быть обязательно на берегу Невы. Выбор Елизаветы пал на Смольный двор.
Строительство Смольного монастыря началось с невероятным размахом. В Петербург были согнаны огромное количество солдат и мастеровых для возведения стен собора и монастыря. Но когда красивейший собор был построен и осталось только завершить его внутреннюю отделку, Россия ввязалась в семилетнюю войну. Деньги, предназначенные для завершения строительства, были потрачены на военную кампанию. В 1761 году императрица Елизавета умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора.
Уже в те времена в народе ходила легенда, что в алтарной части Смольного собора один из помощников архитектора наложил на себя руки, вследствие чего службу в храме нельзя проводить целых сто лет. Так это или не так, сказать сложно, во всяком случае историки не нашли подтверждения этой легенде. Смольный собор был достроен только в 1835 году, притом, что заложили его в 1748 году.
Сам по себе архитектурный ансамбль Смольного монастыря состоит из собора и расположенных вокруг него жилых двухэтажных корпусов.
В одном из этих корпусов (а именно в подъезде N 9, как он именуется во всех официальных документах) сегодня находится факультет международных отношений Университета. И в том же самом девятом подъезде находится архив, который в так называемые застойные времена принадлежал еще всемогущему КГБ. На первом этаже этого корпуса сегодня находится милицейский пост, а во времена существования КГБ на этом посту находились два прапорщика госбезопасности при оружии. На первом этаже в холле, который напоминает большой зал, находится небольшая комната, в которой и проводили время чекисты после того, как запирали дверь на ночь. Из холла на второй этаж ведут две лестницы, левая – широкая мраморная, правая – узенькая деревянная. Помещение чекистского архива со всех сторон обито металлическими листами, не знаю, из каких соображений, может, пожара боялись, а может, еще чего...
Легенда N 1 (современная) о неизвестном, который свел с ума двух бойцов КГБ
Якобы в середине 1980-х годов в один из вечеров два товарища, охранявших один из самых спокойных объектов, закрыли тяжелую дверь подъезда N 9 и, бодро отрапортовав по телефону дежурному о том, что все спокойно, собрались за разговорами нести службу по охране важного государственного объекта. Заварили кофейку и сели в своей каморке анекдоты рассказывать. Ничто не могло нарушить спокойный ритм их нелегкой государственной службы.
Примерно в полночь один из чекистов вышел в холл и услышал, что на втором этаже, примерно в районе архива, раздаются какие-то посторонние звуки, очень похожие на человеческие шаги. А поскольку архив обит железом, то шаги звучат довольно громко и гулко. Боец, конечно же, решил, что кто-то из сотрудников архива не ушел вечером домой и сейчас пытается выйти из опечатанного и поставленного на сигнализацию помещения архива.
Поскольку комитетчики всегда славились четким следованием предписаниям должностных инструкций (а этот прапорщик не был исключением), то служивый забегает в свою дежурную комнату и вполголоса объясняет ситуацию второму чекисту. Вместе они, как это и положено по инструкции, приводят в боевую готовность "Стечкины" и по разным лестницам бегут на второй этаж. Тот, который побежал по деревянной лестнице, поднялся на какое-то время раньше своего товарища по оружию. И увидел у дверей архива человека, который, как гласит легенда, был в одежде, напоминающей монашескую рясу. Чекист наводит на него пистолет и предлагает неизвестному поднять руки, но неизвестный не пугается, а разворачивается и идет на комитетчика. Удивленный и ошалевший от таких дел чекист громким и решительным голосом подает команду: «Стой! Стрелять буду!!!», на что «монах» не реагирует и продолжает наступать на чекиста. Чекист стреляет. Потом стреляет еще и не может понять, почему же пули не наносят никакого вреда нарушителю. «Монах» движется на чекиста, ничего не понимающий чекист высаживает все, что осталось в обойме, но «монах» не останавливается, а подходит к комитетчику. Проходит «сквозь него» и неспешной походкой удаляется вниз по лестнице. Кэгэбэшник седеет и оседает по стеночке.
В это время коллега стрелка, уже поднявшийся и наблюдавший всю эту мистику с другого конца коридора, в состоянии немногим лучше, чем его обморочный товарищ, скатывается вниз, забегает в комнату, закрывается на все щеколды и по телефону начинает звонить во все места. Как в этих местах восприняли его сообщение, никто не знает. На этом легенда обрывается. Правда, один знакомый чекист, который в то время работал в комитете, косвенно подтвердил мне, что нечто подобное было и действительно два сотрудника с какого-то объекта попали в сумасшедший дом. Злые языки утверждают, что виноваты в этом были совсем не потусторонние силы, а чрезмерное употребление крепких спиртных напитков.
Легенда N 2 (более поздняя) об аномальных явлениях, якобы систематически наблюдаемых милиционерами, охраняющими Смольный
Следующую историю мне тоже рассказали менты, только некоторые из них уверяли, что сами были свидетелями всего рассказанного. Мол, с первого дня несения службы на посту в Смольном монастыре там наблюдаются не совсем нормальные, а точнее - совсем не нормальные явления. Однажды, когда на чердаке корпуса монастыря производился ремонт, там произошла очень непонятная ерунда. Часов в 10 вечера, как и положено, ремонтники спустились вниз, сдали ментам ключи, заверили их в том, что свет везде погашен, после чего покинули здание монастыря. Сотрудники милиции, пожевав бутерброды, двинули на обход здания, то есть внутреннего двора корпуса. Проходя по двору, они заметили свет на чердаке, где производился ремонт. Решили проверить: может, кто-нибудь из работяг не ушел, мало ли что.
Поднялись, дверь закрыта и опечатана. Постучались ногами и руками, никто не открывает, матюгнулись, плюнули, ушли. Решили, что разберутся завтра и кому надо по голове надают.
Настала ночь. Один - спит, другой – читает, и вдруг непонятный гул откуда-то сверху. Гул такой силы, что на столе зазвенели стаканы. Менты же, зная не совсем нормальную славу этого объекта, решают никуда не ходить, запереться в своей каморке, а утром уже выяснить, что там за землетрясения незапланированные происходят.
Утро. Приходит первый рабочий из тех, что ремонтируют чердак. Милиционеры, ругаясь, идут с ним, для того чтобы посмотреть, какая же это сволочь на ночь осталась и непонятные шумы ночью производила. Дверь чердака выгнута. Причем выгнута так, как будто изнутри по двери ударили огромным чугунным шаром. Дождавшись еще парочки ремонтников, стали при помощи лома и кувалды открывать дверь, поскольку замок заклинило и естественным образом внутрь не попасть. Менты, наслышанные о разных странностях, происходящих в монастыре, на всякий случай достали оружие, но обошлось без стрельбы. На чердаке - следующая картина. Все приспособления, инструменты, всяческие лестницы-стремянки лежат на полу, причем сплющенные. Как будто некая огромная сила прокатилась по чердаку, но при этом не нашла выхода наружу, вследствие чего выгнула, но не смогла открыть дверь. Вот такая вот ботва. Аномалия.
Помимо этих историй известно также, что в Смольный монастырь довольно часто выезжает дежурная следственно-оперативная группа Центрального РУВД. Якобы приходящие утром на работу сотрудники архива застают в помещении архива полнейший погром. Все папки с документами валяются в беспорядке на полу, а стеллажи, на которых должны быть все эти папки, составлены аккуратно в один угол. При том, что архив на ночь закрывается, опечатывается и сдается под охрану, все это, мягко говоря, странно.
Если у вас возникнет желание, вы можете просто пойти в тот самый подъезд N9 Смольного монастыря и поговорить с милиционерами, охраняющими этот пост, возможно, вам расскажут больше, чем мне, и даже покажут. Мне не отказали в просьбе показать некоторые места монастыря, с которыми связаны различные мистические истории. Один из сотрудников милиции даже утверждал, что если хорошо присмотреться, то на втором этаже на стене коридора можно разглядеть следы от пуль сотрудника КГБ. Я, к сожалению, не нашел.
Есть ли в этих историях хоть доля правды, я не знаю. Скажу честно, я не верю, но отношусь с уважением, поскольку в этих байках - часть нашей истории, возможно, самая красивая и привлекательная часть, а возможно, единственная красивая и привлекательная часть...
Ваш Тайный Советник