Вчера стало известно, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приобрел блокирующий пакет акций сети магазинов "Пятерочка". Это первый пример иностранных инвестиций в сеть российских магазинов. До этого только немецкая компания Tengelmann AG планировала приобрести блокирующий пакет "Юнилэнда", но сделка так и не состоялась.
ЕБРР купил акции "Пятерочки" через свой Западно-Сибирский венчурный фонд. Пока стороны не разглашают подробности сделки. Представитель фонда сообщил, что "Пятерочка" выпустила допэмиссию акций, которую фонд по поручению ЕБРР выкупил. Размер пакета не разглашается, однако, по словам представителя фонда, он больше 25% , но меньше контрольного согласно обычной практике банка. В наблюдательный совет "Пятерочки", состоящий из семи человек, вошли три представителя Западно-Сибирского венчурного фонда ЕБРР.
Представитель фонда сказал, что выбор пал на "Пятерочку" потому, что компания активно развивается и у нее хорошая управленческая команда. "Ритейл как отрасль на сегодня очень перспективен, мы хотим тесно работать с "Пятерочкой" и помогать ей в построении розничных сетей", - заявил представитель Западно-Сибирского венчурного фонда ЕБРР.
Аналитик UFG Алексей Кривошапко оценивает сумму сделки в $40 млн. Именно такую сумму другая российская розничная сеть, "Седьмой континент", обещала потратить в 2001 г. на развитие своего бизнеса. Как говорит Кривошапко, "привлечение акционерного капитала позволит "Пятерочке" встать в один ряд с гигантами российского ритейла". А Михаил Пановко, пресс-секретарь сети "Перекресток", считает, что ЕБРР купил "Пятерочку" гораздо раньше, чем об этом стало официально известно. "Именно поэтому у них появилась возможность продвижения в Москву и агрессивная рекламная кампания", - полагает Пановко.
"Пятерочка", основанная в 1999 г. питерской компанией "Агроторг ", действительно бурно растет. На конец этого года ее сеть будет включать 65 магазинов в Санкт-Петербурге и 15 в Москве. Причем в Москве сеть начала работать только в середине этого лета. Оборот "Пятерочки" за 2001 г. , как ожидается, достигнет $200 млн. Формат "Пятерочки" - магазины-дискаунтеры торговой площадью 1000 м и с наименованием продукции в 2500 единиц. С приходом нового акционера "Пятерочка" и дальше расширит свое влияние в обеих столицах. По словам Александра Пальмовского, вице-президента по корпоративному развитию сети, в 2002 г. "Пятерочка" планирует открыть еще 130 магазинов в Санкт-Петербурге и 55 в Москве.
"Ведомости"