Как сказал на пресс-конференции 6 декабря депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по дорожному хозяйству Николай Ботка, некоторые эксперты уже сегодня указывают срок окончания работ по строительству КАД - 2045 год. Подобное, хотя и не столь пессимистичное затягивание строительства связано, по мнению Ботки, с изначально неверными сметными расчетами. Так, изначально проект строительства Восточного полукольца КАД оценивался администрацией Санкт-Петербурга в 23 млрд рублей. Однако уже через пять месяцев, в августе 2001 года, стоимость по реальным оценкам возросла до 70 млрд, о чем изначально не раз заявлялось независимыми экспертами.
В результате финансирование КАД вынуждено было взять на себя федеральное правительство, выделившее на эти цели из бюджета на следующий год 5 млрд рублей. Еще 5 млрд КАД получил по линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для постройки нового моста через Неву. Сдвинулись и сроки - теперь завершение строительства Восточного полукольца планируется на 2005 год. Однако строителям в 2001 году необходимо освоить как минимум 20 млрд рублей для продолжения работ по этой программе. То есть денег явно не хватает.
По словам Николая Ботки, строительный план губернатора Яковлева состоит в том, чтобы к 27 мая 2003 года полностью завершить лишь одну часть Восточного полукольца КАД - от побережья Невы до поселка Шушары. Таким образом, в день рождения города можно будет торжественно разрезать ленточку на новой трассе. На строительство этого сектора как раз и уйдет ровно 5 млрд рублей. Но что будет с другими участками трассы, на которых уже начата прокладка полотна и которые в случае осуществления губернаторского плана будут заморожены? Депутат Госдумы думает, что подобное строительство ради презентации приведет к постепенному разрушению недостроенных объектов. То есть строить новую дорогу необходимо комплексным способом, не выделяя в проекте секторы "наибольшего благоприятствования" для их завершения к 300-летию Санкт-Петербурга.
Правительство же города, полагает Ботка, обязательно должно в этом случае пересмотреть свои планы по возведению КАД. Тем более, что губернатор Яковлев считает: в данной ситуации деньги на кольцевую должен выделять лишь федеральный бюджет. Однако в таком случае КАД действительно останется долгостроем. Ведь, помимо недофинансирования основного строительства, остаются и другие важные проблемы: расселение жилых домов вдоль трассы, перенос магистральных коммуникаций. И на это опять же нужны средства. Николай Ботка призывает заняться всем этим хозяйством (и, разумеется, профинансировать) правительство Санкт-Петербурга, для чего необходимо разработать определенную модель расходования городских средств на значимый проект.
Таким образом, сроки возведения КАД, несмотря на финансирование из городского бюджета, сегодня в большой мере зависят от администрации города и от ее желания пойти навстречу строителям, которых, по словам председателя подкомитета Госдумы по дорожному хозяйству, из-за постоянного недофинансирования можно назвать "настоящими романтиками".
Страна.ру