Данные социологических исследований, проведенных в различных городах России, говорят о том, что по крайней мере каждый пятый подросток в возрасте от 14 до 20 лет уже пробовал наркотики. В некоторых регионахх цифра еще выше. В нашем городе, например, этот показатель находится на уровне 36 процентов. Всего на учете в Санкт-Петербурге стоит около 4 тысяч человек. Примерно в 10 раз больше анонимных обращений к наркологу.
Получается, что если учитывать официальные и анонимные обращения, можно говорить по меньшей мере о 50 тысячах наркозависимых жителей Петербурга.
Для таких людей в городе помимо различных реабилитационных центров созданы службы телефонов доверия по проблемам наркомании. Это бесплатные телефонные линии, работающие кргулосуточно. По данным, предоставленным работниками одной из таких служб, за период с 1 января 2001 года зафиксировано 4208 звонков. В среднем за сутки телефонному консультанту приходится принимать около 26 звонков.
Позвонивших по такому телефону абонентов, по словам работников службы, можно условно разделить на 4 группы. К первой группе относятся непосредственно те, кто страдает какой-либо зависимостью. Таких от общего числа звонящих примерно 47 процентов. При этом большинство из них обращаются именно с проблемой зависимости от наркотиков - их 97 процентов. Для 6 процентов актуальны проблемы алкоголизма и для 1 процента - зависимость от токсических веществ, лекарственных препаратов и азартных игр.
Ко второй группе относятся те, чьих детей, родственников, друзей или просто знакомых коснулась проблема наркомании, а так же различных инфекций, например, СПИДа. Таких "созависимых" примерно 39 процентов от общего числа звонящих.
К третьей группе, которая включает в себя 7 процентов от общего числа звонящих, относятся специалисты, желающие получить информацию или грамотную консультацию по данным проблемам. Это и журналисты, и педагоги, и психологи.
Четвертую группу, в которую попадает так же 7 процентов звонящих, составляют те, кто звонит "не по профилю". Часто абонент просто бросает трубку, так и не решившись на разговор. Бывает, что люди просто молчат в трубку, а бывают, что ошибаются номером.
По данным работников таких телефонных линий, примерно в 45 процентах случаев звонящие находятся в кризисном или неадекватном состоянии. Звонят люди, испытывающие тревогу, страх, раздражение, агрессию. Бывает, что люди не могут справиться со слезами и истерикой. Встречаются звонки и от абонентов в состоянии наркотического или алкогольного опьянения - с просьбой поговорить.
Что касается запрашиваемой помощи, то это может быть информационная консультация, длящаяся не более 15 минут. Часто задают вопросы о том, как удостовериться, принимает ли ребенок наркотики, как ему помочь отказаться от этой привычки. Бывают и более конкретные вопросы: как трудоустроить наркозависимого, куда звонить при передозировке.
Те, кто принимает такие звонки, сравнивают свои ответы на вопросы с работой медиков в реанимации, называя свою работу психологической реанимацией. Прежде всего консультант работает на то, чтобы изменить эмоциональное состояние человека до предела нормы. Те, кто решился позвонить, хотят, что бы им помогли, но часто не могут сказать в чем. В процессе общения и приходися выяснять, какая проблема у человека и как ее можно решить.
Конечно, невозможно проследить за тем, кто поговорил и повесил трубку. Помог ли человеку разговор по телефону или нет, остается иногда только гадать. Но многие люди, позвонив однажды, звонят вновь - есть даже постоянные абоненты. По разговорам с такими абонентами иногда удается понять, что изменилось в человеке. Но, думается, если человек звонит вновь - значит ему это нужно и ему это помогает.
Светлана Куликова
Fontanka.ru