Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ СТАРЕЕТ, А ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ ПОКА НЕ МЕНЯЕТСЯ

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ СТАРЕЕТ, А ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ ПОКА НЕ МЕНЯЕТСЯ

218

1 декабря в Санкт-Петербурге открылся семинар "Пенсионная реформа в России и Швеции". В ходе его проведения обсуждались концепции пенсионных реформ в России и Швеции, особенности шведской системы социального страхования.

Семинар является лишь частью ряда необходимых мероприятий по подготовке новой пенсионной системы в России. Сейчас вопрос о пенсионном обеспечении остро стоит во всем мире. По данным демографических прогнозов, старение населения в развитых странах мира достигнет своего пика к середине XXI века. В результате к этому времени вырастет доля государственных расходов на поддержку престарелых в ВВП и увеличится нагрузка на трудоспособных членов общества. В настоящее время на пенсии в мире в среднем тратится 9% ВВП и данные по странам существенно разнятся. Так, в Австрии расходы на госпенсии максимальны и составляют 15% ВВП, в Италии - 14%, в США - 6.5%, в Японии - 5%. В большинстве развитых стран на одного человека старше 65 лет приходится 4-5 граждан трудоспособного возраста, но в середине XXI века в странах Европы это соотношение составит 1:2,5 и в США - 1:3,5. Расходы на пенсии к этому времени превысят 14-20%.

По данным "Росбалта", в семинаре приняли участие представители Министерства по экономическому развитию и торговли РФ и Министерства здравоохранения и социальных дел Швеции. Организатором семинара стал Институт социальной политики (Санкт-Петербург).

Как сообщает АБН, 30 ноября 2001 года ГосДума РФ приняла в третьем чтении три законопроекта "О трудовых пенсиях в РФ", "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Как отметил депутат ГосДумы Александр Шишлов, законопроекты были приняты большинством голосов. Тем не менее по его словам, документы "сыроваты" и при их применении на практике "возникнут определенные трудности".

Однако правительство считает, что РФ успеет принять основные законы по пенсионной реформе до начала 2002 года. Об этом на семинаре заявил первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев По словам М.Дмитриева, депутатов Госдумы не нужно сравнивать "со школьниками, которым не хватило одной ночи для подготовки к экзамену". По его словам расписание заседаний Думы составлено так, что последний, ключевой, закон пенсионной реформы, а именно поправки к 24 главе Налогового Кодекса, будет рассмотрен и опубликован до 30 декабря.

Всего в Госдуму внесено 9 законопроектов (3 из них уже приняты) и готовятся к рассмотрению еще 3. Все они внесены от имени президента РФ, "что является серьезной гарантией для их прохождения", заявил М.Дмитриев, но в то же время "документы подготовлены плохо, вплоть до грамматических ошибок, что затягивает их рассмотрение".

"Государство должно делать фиксированные отчисления в пенсионный фонд за неработающих, но выполняющих важную социальную функцию граждан". Об этом на семинаре "Пенсионная реформа в России и в Швеции" в Санкт-Петербурге заявила специалист социально-экономического отдела движения "Отечество" Ольга Беклемищева. По ее словам, речь идет о студентах, призывниках, кормящих матерях, и нескольких других категориях граждан, которые на время "выпадают" из рабочего процесса и теряют в стаже из-за выполнения других, важных для государства функций. Беклемищева подчеркнула, что при обсуждении этого вопроса в Госдуме в ближайшие дни стоит обратить внимание на шведскую модель начисления пенсий, где государство делает отчисления за студентов и кормящих матерей, и взять ее на вооружение.

Кроме того, отметила Беклемищева, в новом российском пенсионном законодательстве не решен вопрос о региональных государственных служащих. По ее словам, в новом пенсионном законодательстве определен статус только федеральных государственных служащих, которых в настоящее время около 300 тыс. человек на 150 млн. населения России, а статус и права региональных госслужащих, которых около 500 тыс. человек, не отражен. На сегодня в России насчитывается около 39,5 млн. пенсионеров. Средняя заработная плата составляет около 3 тыс. рублей в месяц. На одного пенсионера приходится 1,7 работающего населения. При этих условиях государство способно выплачивать 1500 рублей трудовой пенсии каждому пенсионеру. С учетом административных расходов пенсионных фондов, связанных с созданием инфраструктуры в переходный период, пенсии в 2002 году вырастут до 1336 рублей, что составляет лишь 47.52% от уровня покупательной способности 1990 года. Дотации пенсионному фонду на выплаты составят 49,5 млрд. руб. (по независимой экспертной оценке, нужно не менее 80 млрд. руб.). При этом долг правительства пенсионному фонду составляет 6 млрд. рублей. О.Беклемищева подчеркнула, что в 2002 году разрыв в потребности пенсионного фонда планируется закрыть за счет накоплений Центробанка, сделанных за счет нефтегазового сектора. Но на следующий, 2003 год, этот вопрос не решен. Поэтому необходимо подумать о создании крупного резервного фонда для обеспечения реформы в переходный период.

Первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев считает, что шведская модель пенсионной системы показывает пример подходов и решений при реформировании российской пенсионной системы. По словам Дмитриева, запланированная российская пенсионная реформа является практически точной копией шведской модели "с небольшой разницей". В частности, в шведском варианте резервный фонд распределяет управление активами между пятью фондами, объемом примерно 15 млрд. долл. каждый. Первые четыре фонда управляют активами стандартным регламентированным образом, но как конкурирующие структуры, а пятый фонд намного меньше по объему и инвестирует главным образом в рисковый капитал. Граждане могут выбрать несколько управляющих компаний. В российском варианте все будет сведено к одной управляющей компании, во всяком случае, на первом этапе. Это, как считает Дмитриев, позволит избежать путаницы в работе новой системы во время ее становления. В остальном шведская пенсионная система такая же многоуровневая: первый уровень - обязательный в виде распределительной составляющей системы. Второй уровень - обязательная накопительная система и третий . добровольный в виде профессиональных и индивидуальных механизмов сбережения. Страховщиком по обязательной составляющей определяется Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ). При этом государство несет субсидиарную ответственность за деятельность ПФ РФ и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5