Так называется выставка, которая вчера открылась в Государственном музее-заповеднике "Павловск". Она будет работать до 28 декабря. Экспозиция посвящена 250-летию декоратора и архитектора Пьетро Гонзага.
Экспонаты представлены ГМЗ "Павловск", Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, музеем Академии Художеств, Государственной театральной библиотекой.
За 200 лет до появления компьютеров Пьетро Гонзага создал виртуальный мир.
Даже в датах его рождения и смерти есть что-то загадочное: родился 25 марта 1751 года в Италии, умер 25 июля 1831 года в Санкт-Петербурге. Он оформлял коронационные торжества трех российских императоров - Павла I , Александра I и Николая I, но как выглядел он сам - мы никогда не узнаем, потому что не сохранилось ни одного его портрета.
Для человека XVIII века его жизнь была весьма необычной - в сорок лет (почти старик для того времени, уже прославленный театральный декоратор), он покинул Италию и приехал в Россию, куда пригласил его Николай Борисович Юсупов, назначенный главным директором "Над музыкой и зрелищами". По контракту Гонзага получил не только широкие полномочия, но и огромное жалование. Декорации, выполненные им, потрясли петербургскую публику. Смотрели не на актеров - на декорации.
По свидетельству "Камер-фурьерского журнала" 23 марта 1793 года Екатерина Великая в течение трех часов "угощала" знатных гостей зрелищем с переменой декораций. Это были не обычные плоские изображения природы или города. Блестяще владея искусством перспективы, Гонзаго создавал на холстах объемный и живой мир, который можно было увидеть, но нельзя было оказаться в нем.
Через два года пребывания в России Гонзага решает остаться здесь навсегда. Здесь рождается его сын Паоло, названный в честь Великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Павел и Мария Федоровна постоянного оказывали художнику покровительство. Он разрабатывает композиции росписей залов дворца и начинает работать как ландшафтный архитектор. Павловского парка в привычном нам виде еще нет. Есть обычный русский лес. Из этого леса, как скульптор из куска мрамора, Гонзага создает сначала Долину прудов, а затем - вершину своего творчества - ландшафты Белой Березы и Парадного поля. Сосны, ели и березы служат ему кулисами и декорациями, поляны и луга - сценой. Как он сумел сделать это, каким чувством или наитием руководствовался, когда решал - какие деревья оставить, а какие - срубить? Это так и останется загадкой - больше никому и никогда не удалось повторить то, что сделал в Павловске Пьетро Гонзага. Как никому и никогда более не удалось повторить его декорации и росписи.
Мария Федоровна поручает ему расписать стены открытой галереи, которая, почти сразу же, получает его имя. Он решает превратить её в ряд иллюзорных картин. Человек, подходящий к дворцу со стороны реки Славянки, вдруг оказывается вовлеченным в удивительную игру - с определенной точки он видит одновременно пять арочных галерей. Кажется, что эти галереи уходят на 100-200-500 метров в глубину и достаточно просто дойти до дворца и отправиться в путешествие по одной из них. Но... увы. Вблизи становится ясно, что все это - нарисовано. "Чудо Павловска" - называли Галерею Гонзага. Птицы пытались влететь в этот виртуальный мир, а собаки - вбежать. Первые разбивались о стену насмерть, вторые - разбивали носы.
Творчество Пьетро Гонзага похоже на сказку. Именно в сказке , нарисовав на стене дверь, можно открыть её и попасть в иную жизнь. Но нам, в реальности, дано увидеть её лишь мельком, и понять, что нарисованная дверь не откроется никогда.
В России Гонзага начал писать. Эссе "Музыка для глаз" в своем названии как нельзя лучше отражает принцип его творчества. Он участвует в конкурсе при проектировании Исаакиевского собора, строит театр в усадьбе Юсупова "Архангельское" и пишет для него декорации (четыре из которых сохранились), проектирует театр в Красном Селе, но центром притяжения для него навсегда остается Павловск.
До сего дня не восстановлена Галерея Гонзага (восстановлению активно препятствует ГИОП), но посетители выставки "Итальянец в Павловске" все-таки смогут понять, как выглядела Галерея. Из подлинных фресок великого итальянца уцелела лишь одна, но жив парк - истинная "музыка для глаз".
В экспозиции представлены эскизы проектов и росписей, акварели, планы и чертежи, автором которых является Пьетро Гонзага. Особое место на выставке занимают картоны, выполненные в натуральную величину и воспроизводящие Галерею Гонзага. Картоны были подготовлены в 1960-е годы, когда была сделана попытка восстановить Галерею.
Museum.ru